По данным Белстата, ВВП Беларуси за январь–май 2011 вырос на 12,5% по сравнению с таким же периодом прошлого года и уже превысил прогнозные показатели на 2011 год. За счет чего обеспечивается такой экономический рост? Как согласуются эти показатели с озвученной ранее статистикой по инфляции (25,4%) и безработице (около 600 000 вынужденно прекративших работу граждан в апреле)?

Константин Скуратович.Сообщение Белстата о достигнутом в Беларуси за пять месяцев текущего года увеличении производства ВВП на 12,5% по сравнению с январем-маем 2010 года вызвало легкое недоумение среди публики, не оправившейся от шоковых событий на денежном рынке. Кто в это вообще может поверить. Тем не менее, возможно, Белстат не погрешил против истины, но он не сказал и всей правды.

Возможно, правильное отношение к официальным данным наша публика сможет определить, когда узнает, что за январь–апрель реальные располагаемые денежные доходы населения, пересчитанные с поправкой на индекс потребительских цен (25,4%), обогнали в росте даже ВВП и увеличились на 16,7%. Если представить, что правительство в своей экономической политике преследует определенные цели, то можно даже ответить на вопрос, зачем все это делалось.

Вероятно, делалось это затем, чтобы девальвация белорусского рубля оказалась более масштабной и запоминающейся. Ведь после 23 мая все наши располагаемые ресурсы пришлось пересчитывать по новому курсу, который показал, что реальное содержание уменьшилось на 56%.

Таким же образом необходимо уточнить и объем ВВП, который после мая продолжит номинальный рост в рублях (в текущих ценах), но выраженный в ценах предыдущего года (в сопоставимых ценах) объем реального ВВП обязательно окажется ниже прошлогоднего. Ведь ВВП представляет собой рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг произведенных для потребления, накопления и экспорта. Не надо доказывать, что и с потреблением, и накоплением государству, предприятиям и населению сейчас приходится резко ужиматься.

Тем временем, интересные вещи уже произошли во внешней торговле. Здесь экспорт вырос на 49,3%, но дефицит внешнеторгового оборота увеличился с минус 9,2 до минус 15,6% от объема ВВП. Чтобы определить, в какой степени рост ВВП вызван ростом производства и в какой степени ростом цен, он должен быть пересчитан с учетом дефляции.

Поскольку данные в национальных валютах трудно сравнивать между собой, то в справочном порядке ВВП пересчитывают в твердых валютах по их биржевому курсу или по паритету покупательной способности. Ввиду образовавшееся множественности валютных курсов это сделать практически не возможно.

Ведь если за основу пересчета взять официальный курс, то объем окажется существенно большим, чем в случае, когда за основу принимают близкий к реальному курс. Пересчет по паритету покупательной способности (ППС) затруднен по причине установившейся в торговле вакханалии в связи с бурным ростом цен.

Вот и выходит, что ВВП, которому в международной статистике отводится роль некоей общепринятой абстракции, в условиях Беларуси превратился в абстракцию для обозначения некого явления, о котором можно сказать, что, вероятно, оно существует.