Премьер-министр М. Мясникович потребовал уходить от практики государственных гарантий предприятиям и искать нетрадиционные источники финансирования. Можно ли изменить систему финансирования белорусских предприятий при сохранении плана социально-экономического развития страны на 2011–2015 гг., утвержденного на IV Всебелорусском народном собрании? Какой компромисс возможен в этом вопросе?

Александр Челин. Похоже, что наши руководители до конца не избавились от иллюзий по поводу состояния белорусской экономики и заинтересованности зарубежных инвесторов во вложении средств в нашу страну. О наличии таких иллюзий прямо говорят их надежды на выявление и использование «нетрадиционных» источников финансирования.

Хотя официальная статистика в 1 квартале 2011 г. показала относительно высокий прирост инвестиций в основной капитал (25,4%), но благовидная картина в начале текущего года была достигнута за счет провала в соответствующем периоде год назад (минус 2,6%). В общем объеме инвестиций в основной капитал постоянно уменьшается удельный вес вложений, направляемых на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, которые призваны обеспечить модернизацию экономики. В январе–марте 2011 г. доля затрат в активную часть составила всего 38,2%, что соответствует минимальному уровню за последние 10 лет. Поэтому говорить о благополучии в инвестиционной сфере не приходится.

Проблемы с привлечением инвестиций в экономику обусловлены сохранением традиционных для Беларуси источников финансирования, которые в той или иной форме находятся под прямым государственным контролем. И хотя в 1 квартале 2011 г. банковские ссуды стали основным источником инвестиций (их удельный вес в общем объеме вырос с 30,3 до 38,8%), ситуация принципиально не изменилась: основную часть ссуд выдают фактически огосударствленные банки. Доля собственных средств организаций (подавляющее большинство которых также связаны с государственной формой собственности) уменьшилась с 37,6 до 35,3%, что свидетельствует о тревожной тенденции ухудшения финансового состояния белорусских субъектов хозяйствования.

Несмотря на тяжелые времена, из средств государственного бюджета было напрямую профинансировано 11,8% инвестиций. Относительно независимые от государства средства домашних хозяйств все меньше участвуют в инвестиционных процессах: их удельный вес в 1 квартале 2011 г. снизился до 8,3% против 10,1% год назад.

Можно ли считать привлечение иностранных инвестиций нетрадиционными источниками? Если исходить из мировой практики — вряд ли. Наоборот, именно такие инвестиции в мировой практике представляются обычными и даже очевидными. Однако в Беларуси ситуация отличается от общемировой: если инвестиции из зарубежных источников (без учета кредитов) в 1 квартале прошло года составляли мизерные 1,7%, то в текущем году побит и этот антирекорд — их доля всего 1,3%.

Это только в белорусской практике собственные ресурсы, бюджетные средства и кредиты, гарантированные властными структурами, кажутся традиционными источниками инвестиций, а все остальные формы привлечения инвестиции представляются какими-то непривычными и, значит, «нетрадиционными». Это отношение во многом обусловлено низкой эффективностью хозяйствования и подсознательным ожиданием менеджерами госпредприятий патерналистической помощи властей. Такая психология настраивает не на эффективную работу, а на попрошайничество. При этом просят деньги не только из бюджета, но и льготные кредиты от подконтрольных государству банков.

В результате задолженность по кредитам выросла в целом по экономике с Br 66,9 трлн на 1 апреля 2010 г. до Br 97,0 млрд на 1 апреля 2011 г. или на 45%. Значительная часть выдаваемых ссуд имела льготный характер. За то же время ВВП и объем промышленного производства увеличились в сопоставимых ценах всего на 10,9%. Это означает, что функционирование национальной экономики во многом поддерживается за счет дополнительной денежной эмиссии, которая поступает в экономику в виде кредитов.

Известно, что ничто никуда не пропадает, и если в одном месте вошло, то в другом обязательно вылезет. Поэтому безудержное кредитование национальной экономики проявляется в ускорении темпов инфляции. Именно поэтому инфляционная составляющая позволила за тот же период времени увеличить в текущих ценах ВВП на 30,9%, а промышленное производство на 41,5%.

Таким образом, функционирование белорусской экономики во многом базируется на перераспределении ресурсов между секторами экономики за счет инфляции. И кто страдает от такого перераспределения — достаточно ясно.

Но до тех пор, пока, вместо разговоров о создании благоприятных условий хозяйствования, не перейдут к их действительному созданию, страна будет вынуждена использовать инфляционные источники финансирования. А надежды на так называемые «нетрадиционные источники» достаточно иллюзорны.