На днях на израильском русскоязычном сайте появилась статья, в которой изложен якобы имеющийся у Москвы сценарий устранения Лукашенко от власти и присоединение Беларуси к России. Картина нарисована прямо-таки апокалиптическая: тут и введение самых жестких экономических санкций, и даже последующее расчленение нашей страны. Насколько реальными могут быть как подобные планы, так и их воплощение?

Андрей Федоров.
В самом деле, приведенные замыслы выглядят устрашающе. Надо признать, что и база под них подведена достаточно солидная: дескать, все прошедшие за последнее время «сахарные», «газовые», «нефтяные», «молочные» и прочие войны представляют собой этапы целенаправленной политики Кремля, конечная цель которой — инкорпорация нашей страны.

С отдельными заключениями, сделанными в публикации, трудно не согласиться. Например, что в сегодняшней Беларуси сместить главу государства таким образом, как это произошло в апреле в Кыргызстане, нереально. Отсюда логично следует вывод, что для смены власти здесь необходимо создать соответствующую социальную базу.

Но вот описываемый способ решения последней задачи — непризнание результатов президентских выборов с моментальным последующим радикальным закрытием российского рынка для сбыта продукции белорусских предприятий и поставок сюда сырья — вряд ли позволит добиться успеха. В условиях практически полного доминирования государства в здешних СМИ такие меры привели бы лишь к резкому росту антироссийских настроений у жителей Беларуси. Кстати, нечто подобное, хотя, разумеется, в меньших масштабах, происходит в настоящее время.

Любопытно было бы также взглянуть, как российские власти откажутся от военного сотрудничества с Беларусью. Как-то слабо верится, что им удалось преодолеть свои фобии по поводу вооруженной агрессии НАТО.

Наконец, как показывает текущая предвыборная кампания, у Кремля сейчас отсутствует собственная кандидатура на президентский пост. То есть, понятное дело, квислингов найдется сколько угодно, но одного желания тут, увы, недостаточно, фигура должна быть хотя бы мало-мальски раскрученной…

В такой ситуации вызывает большие сомнения также применение и тем более ужесточение санкций со стороны Евросоюза и США. Как только белорусское руководство ощутит для себя реальную угрозу (а с чувством опасности у него, судя по всему, все в порядке), оно пойдет на некоторое, разумеется, не кардинальное, смягчение своей внутренней политики. Запад же, в отличие от Москвы, беспокоит не личность здешнего лидера, а положение дел с демократией. Да и лить воду на российскую мельницу ему нет резона.

Все вышесказанное, впрочем, отнюдь не означает, что в Кремле не существует такого рода намерений — имперское мышление российской политической элиты никуда не делось. Да и действовать они будут, скорее всего, примерно по такой же схеме, но только гораздо медленнее и осторожнее.

Вот это действительно вызывает серьезную озабоченность. Можно, конечно, только приветствовать прогноз автора статьи, согласно которому «республики бывшего Советского Союза, ‘железной рукой Москвы’ загнанные в союзную страну, рано или поздно этот союз все равно развалят и восстановят свою независимость». Но еще несравненно лучше до этого просто не доводить.