Белорусская и российская стороны приступили к переговорам о возможности увеличения в этом году квоты беспошлинной российской нефти, поставляемой в Беларусь, сообщает агентство ПРАЙМ-ТАСС. Удастся ли сторонам договориться до 1 октября?

Татьяна Маненок. Возможность увеличения в этом году квоты беспошлинной российской нефти предусмотрена подписанным в январе 2010 г пакетом документов по условиям поставки нефти в Беларусь в этом году, включая протокол о внесении изменений в Соглашение между правительствами РФ и Беларуси о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г. Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко поставил свою подпись под этими документами, заметно ухудшающими условия импорта российской нефти для Беларуси, после 8 раундов изнурительных переговоров. Но дальше затягивать переговоры было просто нельзя: отечественные НПЗ находились на грани остановки.

Соглашением предусмотрено, что Россия в 2010 г поставит в Беларусь 6,3 млн т нефти без пошлины — под потребности внутреннего рынка, а всю оставшуюся нефть — как при экспорте в любую другую страну, со 100-процентной экспортной пошлиной (для справки: белорусские НПЗ в 2009 г переработали около 22 млн т нефти). Белорусы настаивали на 8 млн т беспошлинной российской нефти, однако Москва на это не пошла. Тем не менее белорусская сторона оставила себе возможность для нефтяного торга.

После подписания документов в Москве В. Семашко оптимистично заявил, что беспошлинная квота в 6,3 млн т — не предел, есть возможность ее увеличить. Это можно сделать с 1 октября, когда можно будет оценить темпы роста белорусской экономики (тогда был прогноз — рост ВВП на уровне 10-11%), что позволит требовать от РФ пропорционального увеличения льготной квоты, сказал он. Несмотря на то, что белорусская экономика не выросла так, как прогнозировал куратор белорусского ТЭКа, — за 7 месяцев ВВП Беларуси увеличился лишь на 7%, Минск надеется выторговать дополнительную квоту на беспошлинную поставку российской нефти.

При этом показатель роста белорусского ВВП для российских чиновников — не аргумент в нефтяном торге. Белорусская сторона должна предоставить российской стороне убедительные доказательства того, что объем потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке действительно увеличился.

Если судить по данным статистики, то так оно и есть. В первом полугодии Беларусь сократила импорт российской нефти на 49,8% до 6,467 млн т. Производство собственных нефтепродуктов снизилось на 29,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом экспорт белорусских нефтепродуктов упал на 40% до 4,611 млн т. Для сравнения: за аналогичный период прошлого было произведено 8,6 млн т нефтепродуктов, а на экспорт отправлено 7,8 млн т.

Если судить по этим данным, то можно сделать вывод, что внутреннее потребление нефтепродуктов действительно увеличилось — с 0,8 млн т в первой половине прошлого года до 1,4 млн т за такой же период 2010 г. Следует также учитывать, что в прошлом году Беларусь с выгодой для себя импортировала российские нефтепродукты. В 2009 г было закуплено 3,795 млн т нефтепродуктов — на 50,8% больше, чем в предыдущем году, в то время как в этом году объем импорта снизился до минимума. Тем не менее близкий к переговорам представитель российской стороны усомнился в том, что Минску удастся доказать возросшую потребность отечественного рынка в нефтепродуктах.

Неслучайно российские чиновники сейчас тщательно анализирует ситуацию на сопредельных с Беларусью рынках, куда вывозится большой объем белорусских нефтепродуктов, прежде всего международными автоперевозчиками. Зато Москва и Минск могут договориться о схеме толлинговых поставок нефти в Беларусь. Толлинговая схема означает возможность поставки российской нефти в Беларусь на переработку с обязательным последующим экспортом нефтепродуктов в РФ. В толлинге заинтересованы прежде всего российские компании, имеющие в Беларуси сеть АЗС. В этом году они пока так и не возобновили давальческую переработку нефти на белорусских НПЗ, поскольку правительство Беларуси не предоставило для них приемлемых условий.

Однако российским давальцам, как и белорусским НПЗ, экономически нецелесообразно работать с российской нефтью, поставляемой в Беларусь с уплатой стандартной пошлины. Такую нефть могут перерабатывать лишь заводы, способные обеспечить высокий выход светлых нефтепродуктов, то есть, имеющие глубину переработки 93%. У белорусских НПЗ этот показатель ниже — 70-75%. В сложившейся ситуации белорусские НПЗ «делают микс» из беспошлинной нефти и пошлинной нефти, соблюдая в целях финансовой устойчивости определенную пропорцию при закупке нефти без пошлины и с пошлиной.

Российским компаниям льготной квоты не предоставили. Чтобы обеспечить свои АЗС нефтепродуктами, они вынуждены закупать горючее с оптовой надбавкой у РУП ПО «Белоруснефть», а это негативно сказывается на их бизнесе в Беларуси. По неофициальным данным, российские компании (а это прежде всего ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и ТНК-ВР) в ближайшее время смогут поставлять нефть в Беларусь по толлингу, а переработанные нефтепродукты поставлять не обязательно на российский рынок, но и на свои АЗС в Беларуси, уплачивая при этом экспортные пошлины на нефтепродукты в российский бюджет.

Можно предположить, что российские компании, владеющие сетью АЗС в Беларуси, как раз и лоббировали скорейший запуск схемы толлинговых поставок. Ограничение доступа для них беспошлинной нефти сделало их самыми мотивированными в скорейшем налаживании механизма толлинга в Беларуси. Очевидно также, что правительство РФ не может не беспокоить падение экспорта российской нефти. Согласно данным российской статистики, в августе поставки нефти из РФ в ближнее зарубежье упали на 27,8% до 2,146 млн т. В том числе поставка нефти на белорусские НПЗ составила всего лишь 915,8 тыс т — примерно в 2 раза ниже, чем за аналогичный период прошлого года.