?Минюст Беларуси поддержал решение Минского городского Совета депутатов, запрещающее детям до 16 лет находиться в общественных местах без сопровождения в вечернее и ночное время. На Ваш взгляд, не противоречит ли данное решение конституционным нормам?

Сергей Альфер. Данное утверждение не является правильным. На самом деле Министерство юстиции не поддержало решение Минского городского Совета депутатов, запрещающее детям до 16 лет находиться в общественных местах без сопровождения в вечернее и ночное время, в связи с несоответствием его Конституции РБ. Отказ минюста был обусловлен несоответствием данного решения статье 23 Конституции, согласно которой ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

В то же время Минюст поддержал предложение об ограничении пребывания детей до 16 лет в общественных местах ночью. Как пояснила зам. министра юстиции Алла Бодак, решение названных вопросов нашло отражение в подготовленном законопроекте «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам установления запрета на нахождение несовершеннолетних в общественных местах». Запрет в случае принятия законопроектов будет устанавливаться соответствующими нормами законов «О правах ребенка», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с ними предусматривается установление запрета на нахождение детей без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих, а также лиц, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет — с 22.00 до 06.00, несовершеннолетних от четырнадцати до шестнадцати лет — с 23.00 до 06.00 в общественных местах. Очевидно, что принятие изменений в законы по форме не будет находиться в противоречии со статьей 23 Конституцией Беларуси.
Вторым важным вопросом является: используются ли подобные ограничения в иных странах, прежде всего демократических?

Первой запрет на пребывание детей и подростков на улице приняли в конце XIX в. в США. В настоящий момент эталонными считаются правила, установленные в городе Даллас, штат Техас. В соответствии с ними запрещается появление несовершеннолетних без сопровождения взрослых в общественных местах в период с 11 часов вечера до 6 часов утра по будним дням и с полуночи до 6 утра по субботам и воскресеньям. Отметим, что в Беларуси предлагаются более жесткие нормы.

Американский опыт распространился и на Европу. Одними из первых его переняли в Великобритании. Закон 2003 г об антисоциальном поведении дал право полицейским задерживать и конвоировать домой детей в случае появления их в так называемых зонах рассеивания. Границы зон устанавливаются местными властями и могут варьировать — от площади у местного паба до целого города. В Лондоне, например, таких зон насчитывается более 70.

Во Франции первая практика запрета несовершеннолетним находиться в ночное время вне дома появилась в 2001 г, когда соответствующее решение принял городской совет курортного городка Жуан-ле-Пен на Ривьере. В настоящее время число французских городов, которые ввели аналогичные меры, значительно выросло.

В Исландии с 2002 г действует общенациональный закон, запрещающий детям моложе 13 лет появляться на улице без сопровождения взрослых после 8 часов вечера. Для подростков до 16 лет лимит пребывания на улице без взрослых продлен — им можно не возвращаться домой до 10 часов вечера.

В 2009 г в России также был принят закон, разрешающий региональным властям вводить ограничения на пребывание несовершеннолетних на улице в вечерние и ночные часы.

Введение таких ограничений обосновывает авторитетный американский эксперт в области гражданских прав Марджори Браун. «Сейчас большинство юристов исходят из того, что основные конституционные права и свободы не появляются в день совершеннолетия: человек обладает ими с самого рождения. Тем не менее, признано, что власть государства над деятельностью несовершеннолетних шире, чем, если бы тем же видом деятельности занимался совершеннолетний. Поэтому разумные и более или менее четкие ограничения в отношении детей допустимы даже в том случае, если бы такие ограничения в отношении взрослого считались нарушением конституционных прав», — говорит он.

Очевидно, что введение такого запрета выгодно в первую очередь полицейским властям. Вполне понятно, что запрет в первую очередь используется не как мера защиты детей, а как способ борьбы с ростом преступности. Вместе с тем практика его применения показывает, что влияние запрета на значительное уменьшение подростковой преступности является спорным. К тому же уменьшение подростковой преступности в Беларуси в 2009 г на 10% относительно уровня 2008 г говорит о том, что существуют и иные не менее действенные меры профилактики. В таком случае, остается открытым вопрос, насколько правомерно вводить комендантский час для подростков. К тому же применительно к Беларуси дискуссионным также является соответствие этого запрета иным статьям Конституции — статьям 21, 25 и 32.

Обсудить публикацию