Выступая на пленарном заседании прошедшего на минувшей неделе XII Минского форума, начальник управления внешнеполитического анализа Министерства иностранных дел Беларуси Владимир Скворцов заявил, что «в последние полтора года мы наверстываем упущенное в предыдущие 10 лет. Десятилетнее молчание в наших отношениях не принесло ничего хорошего… В отношениях Беларуси с Евросоюзом наступает ренессанс». Так ли это на самом деле, и согласились ли с подобной точкой зрения зарубежные участники форума?

Андрей Федоров. Вряд ли на этот вопрос можно дать однозначный ответ. С одной стороны, довольно заметное сближение нашей страны с ЕС действительно наблюдается. Так, после известных послаблений в плане демократии, сделанных властями год назад, Евросоюз приостановил действие санкций против ряда высших белорусских чиновников, что позволило возобновить контакты на высшем уровне. Недавно Беларуси было предложено повысить степень политического взаимодействия с ЕС вплоть до заключения соглашения об ассоциации.

Наконец, вопреки первоначальным намерениям Брюсселя выставить нашей стране определенные предварительные условия, она все-таки стала полноправным участником программы Евросоюза «Восточное партнерство». И, надо сказать, активно взялась за дело, в числе первых передав свои предложения по сотрудничеству в различных сферах. Сейчас они рассматриваются соответствующими службами Еврокомиссии.

В то же время не следует забывать, что в качестве основы партнерства сформулированы такие общие ценности, как верховенство права; соблюдение прав человека и основных свобод; приверженность принципам рыночной экономики.

В частности, дальнейшее взаимодействие между Беларусью и Европейским союзом должно строиться с учетом пяти ключевых посланий последнего: реформа избирательного права по стандартам ОБСЕ и применение ее уже на следующих выборах, гарантии свободы слова, собраний, улучшение законов в сфере регистрации НПО, а также решение проблемы политзаключенных.

Здесь, к сожалению, наблюдается почти нулевая динамика, что регулярно отмечается практически всеми представителями Евросоюза. Вот и на форуме, где, надо признать, критика в адрес официального Минска в целом звучала весьма приглушенно и в крайне осторожной форме, все же неоднократно напоминалось, что «Восточное партнерство» отнюдь не сводится только к расширению экономического сотрудничества и снижению стоимости шенгенских виз для белорусских граждан.

Судя по всему, данная сдержанность была вызвана тем, что западные представители не хотели предвосхищать события в преддверии предстоящего 16 ноября заседания Совета Евросоюза, на котором будет рассматриваться вопрос о том, что делать с упомянутыми санкциями — отменять, восстанавливать или оставлять в нынешнем подвешенном состоянии. Как представляется, в Брюсселе Минску едва ли удастся избежать серьезной критики за отсутствие сдвигов в демократических преобразованиях на протяжении последнего года. Соответственно, наиболее желательный для него итог — отмена санкций — выглядит маловероятным, скорее всего, будет сохранено статус-кво.

Если учесть, что, по словам самого Владимира Скворцова, дальнейшее взаимодействие «будет зависеть от того, насколько готов Евросоюз сейчас к такому шагу, как отмена всех своих санкционных, ограничительных решений. Без этого рассчитывать на дальнейшее сближение и вести разговор о конкретных позициях вряд ли возможно», то провозглашенный им ренессанс трудно пока назвать необратимым.

Обсудить публикацию