Недавно П. Прокопович заявил о том, что героями нашего времени являются экспортеры, которые, долгое время покупали на 100 условных рублей, а продавали на внешних рынках на 99. Между тем, дела у экспортеров продолжают ухудшаться. Сейчас они, условно говоря, покупают на 110 рублей, а продают на 100. Смогут ли белорусские экспортеры стать настоящими героями страны и вытянуть ее из трясины кризиса?

Елена Ракова: На самом деле антигероями нашего времени являются дизайнеры структуры белорусской экономической политики. Долгое время власти утверждали, что существующая модель — экономическое чудо… В принципе, от этого утверждения они не спешат отказываться до сих пор, списывая всю ущербность модели на кризис. Между тем, «бомба» под модель была заложена еще 10-13 лет назад, когда экспортный потенциал белорусской экономики только начинал разворачиваться.

Доля экспорта в ВВП России — 30%, в Украине — 40%. У нас — 70%. Причем, уже российские цифры являются достаточно критичными; наши 70% вообще выходят за рамки разумного. В условиях такой зависимости от экспорта как можно было вообще рассуждать об экономической безопасности страны?

Более того, экспорт наш сильно ущербен. Около 40% составляют калийные удобрения и нефтепродукты, цены на которые сильно подвержены конъюнктуре. Еще 50% — российский рынок, где белорусская продукция зачастую конкурентоспособна с большой степенью условности. За предприятиями-экспортерами не стоят ни крупный мировой (российский) капитал, ни мировые бренды, ни мировые рынки. Более того, белорусский экспорт очень импортозависим от российских энергоносителей, с низкой долей добавленной стоимости. По сути, долгое время мы реально покупали на 100 рублей, а продавали на 99. Сейчас, нам предлагают сделать общенациональной идеей изменение этого соотношения (выход на минимальное положительное сальдо торгового баланса). Однако гордиться такими достижениями можно только в условиях доминирования госпропаганды.

В результате тотальной зависимости от экспорта мы и получаем резкое скольжение вниз, когда валюта в страну поступает в меньших объемах (-40% снижение экспорта в ноябре), а спрос на нее растет, подпитываемый как переводом сбережений, так и ростом импорта на продолжение промышленного роста. И здесь еще один удар для экономики — правительство в принципе не может заниматься бизнесом. Возможно, отдельные правительства делают это лучше других, однако в принципе решения о производстве должны приниматься бизнесом. Все белорусские экспортеры подчинены правительству. В результате, важные решения принимаются позже — не те и не теми.

Учитывая современные реалии мирового и российского рынков и наш экспортный потенциал, хочется пожелать успехов экспортерам и мягкой посадки белорусской экономике. Увы, управление экономикой продолжается в ручном режиме.

А настоящими героями страны станут те производства и бизнесы, которые будут ориентироваться на внутренний рынок, предлагая на нем конкурентоспособную продукцию. Лишь возникновение достаточного их числа будет способствовать изменению структуры белорусской экономики, ее добывающе-перерабатывающего характера с низкой добавленной стоимостью и сильной зависимостью от российских дешевых энергоносителей. Упрощение условий для работы бизнеса, отказ от ставки на импотроемкий экспорт — это тест для правительства, который покажет сможет ли оно из анти героев стать реальными героями своей страны.

Обсудить публикацию