Российская Православная церковь готовится к выборам Патриарха. Выбирать его будет Собор, в ожидание этого момента РЦП затеяла интернет-референдум «За Патриарха». Последовательность лидеров симпатий выглядит довольно неожиданно: на первом месте — Митрополит Токийский и всей Японии Даниил (43,2%), второе и третье место соответственно делят Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (35,7%), Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон (6%). Как интерпретировать эти результаты?

Янов Полесский: В данном случае, полагаю, можно говорить об эффекте «Алены Пискловой». Напомню что Алена Писклова (настоящее имя Алена Мигачёва), символ движения «Нет куклам Барби!», — девушка с немодельной внешностью, международного конкурса «Мисс Россия, Вселенная-2004» (попала в финал, дисквалифицирована из-за возраста). История с Аленой — одно из первых, наиболее ярких и массовых проявлений «непредсказуемых» казусов, которые заключает в себе эпоха соцопросов и «электронной демократии».

Суть приблизительно в следующем. Если предложить людям проголосовать, например, за будущего президента Беларуси в интернете, а в качестве кандидатов предложить, скажем, уважаемых господ А, В, С, а также, скажем, Дэйви Джонса, то победит Дэйви Джонс. Причем с заметным отрывом.

Подобную ситуацию можно было наблюдать летом 2006 г., когда во время подготовки к интернет-конференции президента России В. Путина, шутливый вопрос «Как Вы относитесь к пробуждению Ктулху?» стал одним из лидеров популярности (среди других вопросов, в основном «серьезных»).

В силу тех же обстоятельств Митрополит Токийский Даниил обходит других претендентов — во-первых, потому что он Токийский (это само по себе замечательно: далеко не все из нас думали о том, что в Токио имеется митрополит), во-вторых, потому что он непохож на других: все белобородые — он нет, все с постными лицами, он — с японским прищуром. Словом, он из какого-то другого ряда.

Теперь, наверное, можно задаться вопросом: почему люди — если им предоставить соответствующую возможность — склонны голосовать за что-то альтернативное или, точнее сказать, вызывающе альтернативное? Я считаю, что для людей это наиболее верный простой способ вернуть организаторам плебисцита их мнение относительно голосующих. Другими словами, это всегда голосование по поводу голосования. Вы хотите утвердить собственное компетентное мнение в мнении большинства? — нате.

В случае с Пискловой: вы хотите подпереть стандартизованные представления о красоте голосом спонтанных симпатий — тогда мы проголосуем за другие стандарты (и кто сказал, что симпатии стандартны?). С случае с Ктулху: хотите посовещаться с народом по «серьезным» вопросам — вот первоочередной вопрос современности. В случае с выборами Митрополита в принципе работает тот же эффект: людям как бы предлагают поучаствовать в выборах Митрополита, они прекрасно знают, чего стоит такое предложение, хотя проголосовать — прикольно. Поэтому результат такой, а не другой.

Обсудить публикацию