В последнее время узкий круг вовлеченных в проблему экспертов спорит о девальвации белорусского рубля. Действительно ли девальвация неизбежна? Может ли она решить существующие проблемы белорусской экономики?

Девальвация является одним из инструментов экономической политики. Слабым экономикам во времена кризиса она может помочь решить проблемы с торговым балансом и национальной конкурентоспособностью. Неслучайно многие страны — от Швеции до стран ЦВЕ — не спешат переходить на евро. В тоже время, понятна позиция и критиков девальвации — ведь денежные власти таким образом решают проблемы неэффективной экономической политики. Это скорее нерыночная мера, а административная (рыночная политика курсообразования — это колебания в зависимости от спроса и предложения). Она подрывает доверие инвесторов и населения, что дорогого стоит.

В течение долгого времени белорусские власти поддерживали курс рубля к доллару, создавая иллюзию роста благосостояния, ограничивая инфляцию, а главное — привлекая средства населения в банки. В настоящее время делать это становится все труднее, спрос и предложение долларов на валютной бирже различаются в несколько раз; для поддержки курса Национальный банк вынужден продавать резервы.

Резервы не бесконечны, и скорее малы, чем велики. Возможности получения стабилизационных кредитов в условиях мирового кризиса призрачны. Приватизация по тем же причинам пробуксовывает, привлечение существенных иностранных инвестиций в создание новых производств — под большим вопросом.

В условиях значительного отрицательного сальдо торгового баланса (USD 4 млрд.) и угрозы его роста, а главное — неясных механизмов финансирования, казалось бы не вызывает сомнений позиция сторонников девальвации. Она стимулирует экспорт, уменьшит импорт (в том числе и промежуточный, так как многие производства могут стать нерентабельными). Есть надежды, что сальдо таким образом частично «рассосется». Многие сторонники девальвации вспоминают успешный опыт России 1998 г., когда снижение курса в несколько раз дало огромный скачок роста в России. Таким образом, помимо прочего, они защищают концепцию, что даже 20% девальвация ничего не даст, а лишь ускорит негативные процессы. По их словам, нужна девальвация в два-три раза.

Однако помимо чисто моральных соображений (обесценение USD 6 млрд. рублевых депозитов населения, подрыв доверия к властям и банковской системе), или финансовых — временный паралич расчетов и всей банковской системы, рост инфляции и пр., есть и чисто экономические.

Масштабная девальвация в стране, где практически отсутствует частный сектор, где не было приватизации, где условия для ведения бизнеса с точки зрения рыночных стандартов почти неприличные — практически ничего не решает. Она лишь посеет хаос и сделает всех беднее.

Поэтому, принимая во внимание, что политика строительства финансовой пирамиды (перехватить денег тут и там и как-то продержаться год, два, до выборов) является деструктивной и аморальной, властям страны нужно срочно принимать пакет законов, делающих страну реально экономически свободной. И одновременно изменять планы по гибкости курса на следующий-последующий годы, информируя об этом население (имеющий уши да услышит). Это позволит подготовиться и гражданам, и предприятиями, и банкам, и частично смягчить удар от предстоящей девальвации. Одновременно, будут созданы условия для притока в страну капитала, для структурных реформ и стимулирования тысяч мелких производств. Тогда у нас есть шанс повторить успешный опыт стран, проводивших девальвацию. А не в очередной раз войти в учебники с case study о том, как не надо делать.

Обсудить публикацию