В последнее время в стране активно муссируются слухи, что валюты в стране нет, и нас ждет Новогодний дефицит. Национальный банк ограничил покупку валюты по авансовым платежам (постановление НББ № 165) товаров некритического импорта, банки повсеместно ограничивают выдачу кредитов. Что еще могут предпринять власти и что, в связи с этим, ждет потребителя?

Елена Ракова. Действительно, кризис, возможность которого долго отрицали, пришел в Беларусь. Вернее, пришли «затруднения, связанные с мировым финансовым кризисом», как ситуацию охарактеризовал начальник управления информации Национального банка Беларуси Анатолий Дроздов. Насколько трудности будут временными, пока трудно сказать, однако очевидно, что власти и далее будут предпринимать непопулярные решения, не грозящие, в тоже время, сломом всей системы. Просто расхождения между тем, что показывает телевизор, и реальной жизнью станут еще больше.

Так, уже появились в интернете некие списки (http://www.gazetaby.com/index.php?sn_nid=17437&sn_cat=34) товаров, импорт которых является некритическим и даже нецелесообразным, с точки зрения Минторга. Понятно, что когда валюты в стране нет, а предприятия останавливать пока еще политически неприемлемо, основной выход — в урезании импорта (хотя потребительский импорт составляет всего 12% от общего объема импорта).

Поэтому и появилось постановление 165, результатом которого будут вполне вероятные сложности с приобретением валюты у импортеров продовольствия. С точки зрения чиновников все логично — хочет предприятие работать, пусть крутится и изыскивает возможности работать без предоплаты, привлекает банк как посредника, страхователя и пр. А не сможет — хватает своего горошка, пельменей и майонеза. Поэтому власти не будут бороться с немыслимыми ставками потребительских кредитов. Хватит менять машины, хватает в стране своих телевизоров и стиральных машин.

В этой связи, увы, бессмысленными кажутся усилия индивидуальных предпринимателей по отмене перехода на общие условия торговли (уплаты НДС и пр.). Они продают свои товары тут за белорусские рубли, которые переводят потом в доллары, и едут опять в Москву. Их проблемы сейчас неактуальны, несмотря на то, что их клиентами являются, как правило, беднейшие слои населения, и то, что они платят существенные налоги. Стране сейчас нужны не налоги, а валюта. А ее, в условиях сильного сокращения экспорта и проблем с внешним финансированием, нет.
Самое смешное, что России сложно будет что-то противопоставить этой логике и тактике. Если раньше для ограничения российского импорта использовались более сложные или более топорные инструменты, то сейчас политика властей направлена против потребительского импорта в принципе, а не только российского (как более конкурентоспособного). Ничего личного, как говорится.

Правительство будет сокращать людей (уже говорят о 20% сокращении госаппарата и скором сокращении занятости на многих госпредприятиях). Официально объявлено о сокращении расходов бюджета на 5 трлн. И оно обязательно будет повышать цены на внутреннем рынке. На все — от молока и мяса до коммуналки. Это сделает население чуточку беднее и сократит спрос людей на валюту (что, кстати, и будет укладываться в отдельные рекомендации МВФ).
Еще вполне возможно торможение вопросов строительства атомной станции. На нее давно собирали деньги (тут и инновационные фонды энергетиков, и фонд национального развития), и вполне возможна ситуация, когда эти деньги понадобятся на другие цели.

В то же время, не приходиться говорить о реализации по-настоящему структурных реформ. О снижении налогов и стимулировании развития частного сектора, об улучшении бизнес климата, реструктуризации промышленности и пр. К ним власти страны а) не готовы морально; б) не готовы интеллектуально; в) политические, экономические и социальные последствия таких реформ трудно поддаются прогнозу, неся значительные риски для действующей системы власти. Поэтому по-прежнему реформы будем в основном имитировать и пытаться обходиться без кредита МВФ.

Обсудить публикацию