Итак, в кризис мы «успешно» вошли, следовательно, самое время начинать думать о выходе. Вернее думать надо было раньше, но раньше мы как заклинание твердили — «нас кризис не коснется!» и, похоже, даже поверили в это. Но и сейчас думать совсем не вредно, хотя многие, видимо, и считают, что думать уже поздно, поэтому и действуют как в известном выражении — «нечего давать советы, лучше помогите материально». Однако лично я предпочел бы сначала осмотреться по сторонам и оценить ситуацию. И первый взгляд, как мне кажется, следовало бы обратить на Россию. Дело в том, что наша экономика является производной от российской, а значит процессы в нашей экономике сильно зависят от процессов в экономике российской. Почему наша экономика является в значительной степени производной от российской многим, вероятно, понятно, одни нефть и газ чего стоят, а кому не очень понятно, надеюсь, станет более ясно из дальнейшего изложения.

Поэтому строить прогнозы и планы так, как будто наша экономика является самостоятельной и самодостаточной, было бы большой ошибкой. Правда наше руководство так часто говорит и во многом поступает, но «мы пойдем другим путем» и начнем с оценки ситуации в базовой для нас российской экономике. Более того, это важно еще и потому, что в производных экономиках события происходят с запаздыванием. Поэтому глядя на базовую экономику, можно оценить развитие событий в экономике производной, хотя бы ориентировочно.

Начну с того, что наша официальная риторика полностью повторяет российскую, с естественным запаздыванием понятно. Сначала и там говорили, что нынешний кризис это только кризис «гнилого запада» и Россию он совсем не затронет, потом сказали, что затронет, но затронет косвенно и незначительно, и наконец, признали что кризис Россию затронет, уже не привлекая внимания к тому насколько затронет. Дескать, экономика России открытая и куда уж тут денешься, всем достанется.

Например, 23 октября в блоге президента Дмитрия Медведева появилась его новая видеозапись. На этот раз глава государства говорил о мировом финансовом кризисе и дал предельно конкретную оценку ситуации в мире. Президент еще раз напомнил, откуда и благодаря кому кризис пошел гулять по миру. «Большинство стран столкнулись с тем, что грубые ошибки — ошибки, совершённые рядом государств (и прежде всего Америкой), — привели к серьёзным проблемам. Удельный вес американского финансового рынка и его влияние на мировую экономику очень велики. Поэтому кризис, случившийся в США, рикошетом ударил по экономике практически всех стран», — сообщает «Взгляд».

Такие же этапы проходит и наша властная риторика по поводу кризиса. Так что теперь уже все признают, что кризис затронет и нас, но вот вопрос — насколько сильно? Раз наша экономика «третья производная» от мировой, то может нас кризис действительно затронет незначительно? Однако так считают не все.

Например, известная журналистка, экономический аналитик Юлия Латынина считает, что производные экономики пострадают сильнее, а не слабее, чем исходная экономика — американская. В принципе, я с ней согласен, только добавлю, что еще более производная экономика — белорусская, теоретически должна пострадать еще больше российской. Ведь мы ту же нефть, например, даже и не добываем, а только перепродаем, иногда в переработанном виде, а то и просто так, если не успеваем переработать. Плюс спрос на наши товары в той же России падает быстрее, чем цены и спрос на российскую нефть в мире, отрицательное внешнеторговое сальдо достигло угрожающих размеров и продолжает расти, плюс никакого стабфонда у нас фактически уже нет и так далее и тому подобное. Так что-то, что к нам кризис пришел позже, совсем не означает, что кризис будет слабее и затронет нас лишь косвенно, наоборот получается, что нас он затронет еще даже сильнее, чем Россию. Ведь кризис нас затронул позже не потому, что мы такие умные, а потому что наша экономика является производной от российской экономики, которая в свою очередь является производной от экономики американской. Именно поэтому в российскую экономику кризис пришел позже, чем в американскую, а в нашу — позже, чем в российскую.

Россияне уже начали думать о реальных мерах по выходу из кризиса. Я имею в виду не их первоначальные попытки «надуть» лопнувшие «финансовые пузыри» закачкой десятков миллиардов долларов, а меры более реальные.

Как именно это будет делаться, продолжает «Взгляд», на основе видеообращения Дмитрия Медведева. «Во-первых, неизбежно начнется формирование конкурентоспособных компаний, в том числе за счёт консолидации активов в различных секторах экономики… Мы будем готовы принять необходимые меры и предоставить дополнительное финансирование на эти цели», — говорит Медведев. В общем, мы все это уже видим: слияние авиакомпаний, банков, консолидацию других предприятий. «Во-вторых, финансовые организации должны стать эффективнее, уделить больше внимания показателям надёжности. Это повысит устойчивость нашего банковского сектора в целом, сделает его более привлекательным для инвесторов и вкладчиков». Похоже, мы скоро увидим новые нормативы ЦБ — ужесточение требований к банкам, новые правила поведения их на рынке. Стоит заметить, что речь идет об ужесточении требований именно к банкам, а не к их вкладчикам, хотя кое-кто предлагал рассмотреть возможность введения некоего эмбарго на съем денег со срочных вкладов. «В-третьих, в условиях падающего спроса российские компании будут снижать издержки производственной деятельности… Государство поддержит и создание эффективных рабочих мест, и налоговое стимулирование инноваций, и переподготовку кадров», — продолжает Дмитрий Медведев. Это похоже на ответ крупному бизнесу по поводу необходимости снижения налогов: затратные и малоэффективные производства на помощь за счет бюджета могут не рассчитывать. «В-четвёртых, надо использовать сегодняшнюю ситуацию для модернизации в тех сферах, где мы действовали слишком медленно: это касается образования и здравоохранения, судебной реформы, технического регулирования, перехода на „цифру“ — на цифровые технологии», — говорит Медведев.

Мы же пока, повторяя чужие ошибки, стараемся только «надуть» экономику максимальным количеством денег. Однако наша ситуация гораздо хуже российской, ведь россияне пока «сжигали» только стабфонд, но он их собственный, хотят так тратить — имеют право, а мы берем кредиты, которые придется или отдавать с процентами, которые в условиях кризиса большие, или, что вероятнее, объявлять потом дефолт, который экономику окончательно добьет. Прочие наши планы по выходу из кризиса, на мой взгляд, похожи на фантастику. Во-первых, они совершенно фрагментарны, во-вторых слишком оторваны от реальности и, в-третьих абсолютно не просматриваются варианты их финансирования. Кредит МВФ не в счет, даже если дадут, он слишком мал, его едва хватит, чтобы провести текущее обслуживание тех кредитов, которые мы уже успели нахватать и на наши грандиозные планы почти ничего не останется. Даже на компенсацию внешнеторгового дефицита почти ничего не останется.

Вот примерно в таком положении и окружении наша «процветающая экономика» втягивается в мировой кризис. Не сильно завидное положение, скажем прямо.

Обсудить публикацию