В том, что мировой экономический кризис затронет Беларусь, похоже, не сомневается уже никто. Хотя имеются расхождения в оценках масштабов последствий кризиса для Беларуси — от весьма незначительных последствий вплоть до коллапса экономики…

Президент наш тоже недавно говорил о том же самом. Цитирую по РИА «Новости» от 7 октября: «Президент Белоруссии Александр Лукашенко считает, что мировой финансовый кризис Белоруссии не угрожает, но в какой-то степени ее затронет. „Я хочу сегодня некоторым умным задать вопрос, которые хихикали над Лукашенко. И кто был прав, Лукашенко с защищенностью экономики или рыночники с их биржами, котировками?“, — сказал Лукашенко на совещании в КГБ Белоруссии. По его словам, сегодня „задешево скупаются очень хорошие предприятия в Европе и других странах“. „Я думаю, правительства этих стран быстро опомнятся и будут держать эти предприятия как национальное достояние“, — сказал Лукашенко. Он считает, что экономика должна контролироваться государством. „Все эти биржи, акции, посмотрите, к чему привели. Игра на бирже акциями видно, чего стоит. Надо работать и зарабатывать своими руками, и тогда никакой кризис не грозит“, — говорит Лукашенко… „Самое главное сейчас устоять на этом этапе, если, как прогнозируют, еще год будет ощущаться финансовый кризис, то и нам может достаться. На этом будут играть. Надо сохранить стабильность, чего бы это не стоило“, — сказал Лукашенко».

По оценкам экспертов МВФ, замедление роста мировой экономики может в следующем году отрицательно сказаться на белорусском экспорте. А рост цены на газ сделает условия торговли менее привлекательными. При этом доступ Беларуси к зарубежным кредитам и займам может стать более ограниченным.

Таким образом, в общих чертах проблемы понятны. Однако возникает вопрос: а может кризис уже здесь, в Беларуси, но нам об этом не говорят? Ведь и о том, что зимой 2006-07 года мы были на грани дефолта, наша власть призналась лишь осенью 2007 года, когда кредитные вливания и российские нефтяные дотации позволили более или менее стабилизировать экономику. Но на фоне мирового кризиса кредиты и дотации становятся менее вероятными.

За сентябрь международные резервные активы Беларуси уменьшились на 11,8%, или на USD658,9 млн., сообщили корреспонденту БЕЛТА в управлении информации Национального банка (другие источники дают другую цифру, но это не столь важно — Ю.П.). Здесь пояснили, что сокращение золотовалютных резервов Беларуси в первую очередь связано с сезонными факторами. В частности, в сентябре традиционно идет активная закупка энергоносителей к предстоящему отопительному сезону (покупка мазута, создание необходимого резерва газа в хранилищах). Кроме этого, белорусские банки осуществляли погашение долгов по ранее полученным кредитам от иностранных банков, для чего нужна была иностранная валюта. Определенную роль сыграл и финансовый кризис в России, в результате чего российские банки ограничили поступления своей валюты на белорусский рынок. Помимо этого банки Беларуси покупали валюту для создания своего рода «подушки безопасности» для поддержания своей ликвидности. Все это вынудило Национальный банк увеличить предложение иностранной валюты на Белорусской валютно-фондовой бирже.

Правда, как заявил и. о. начальника главного управления международных операций НББ Тарас Надольный, «наши резервы достаточны для нивелирования опосредованного влияния негативных тенденций на валютном рынке». По его словам, ключевой проблемой роста спроса на валюту со стороны предприятий является рост отрицательного сальдо внешней торговли, сообщает Interfax.by, отмечая, что в сентябре–октябре покупку валюты активизировали «Белтрансгаз», предприятия концерна «Белнефтехим», Минэнерго. «Если не изменится ситуация с дефицитом внешней торговли, то сохранится дефицит операций на бирже. Сейчас мы больше продаем валюты на бирже, чем покупаем», — сказал Т. Надольный. Ситуация с дефицитом внешней торговли, может конечно измениться, но, как мне кажется, только в худшую для нас сторону. Так отрицательное сальдо внешней торговли товарами, по данным торгового баланса за январь–август 2008 года, составило USD3 млрд. 560,4 млн., сообщает Министерство статистики и анализа Беларуси. Для сравнения, в январе–августе 2007 года этот показатель был на уровне USD2 млрд. 465,4 млн. (БелаПАН). Сальдо в торговле с РФ сложилось отрицательное в USD9 млрд. 606,4 млн. За этот же период прошлого года — минус 4 млрд. 763,9 млн. Торговля с Россией, как видим, у нас вообще провалилась, отрицательное сальдо удвоилось по сравнению с прошлым годом. И это как бы на фоне благополучия, ведь официально никакого кризиса у нас нет. А ну как на фоне кризиса у них, который они и не отрицают, россияне откажутся от наших уже не самых дешевых и до сих пор не самых качественных товаров, кризис ведь обязательно порождает падение спроса? Вернее они уже начинают отказываться. Это кризис или еще нет?

По приказу директора Ганцовичского комбината панельного домостроения работы приостановлены до конца октября. Это связано с отсутствием сырья и материалов. Формовочный, арматурный, столярный цех, столовая, склад готовой продукции не работают. ІТР работают по 3 дня в неделю. В этом году планировалась модернизация комбината, создание новых 57 рабочих мест. Пока люди уходят из комбината. Если в январе там работали 262 человека, то теперь — 201. Да и тем в сентябре вынуждены были доплачивать, чтобы зарплата дотянула до прожиточного минимума — 220 тысяч 80 рублей. За последние 7-8 лет в Ганцовичах закрылись все крупные предприятия города. Теперь это самый бедный район Брестской области и один из самых бедных в Беларуси. Люди массово уезжают на заработки в Россию, сообщает «Еврорадио». На фоне декларируемого строительного бума останавливается комбинат стройматериалов и это при том, что остальные предприятия давно стоят. Это кризис или случайность?

Потенциальные инвесторы приостановили переговоры с Борисовским заводом медицинских препаратов из-за мирового финансового кризиса. Об этом на заседании круглого стола, посвященного итогам и перспективам развития фармацевтической отрасли Беларуси, сообщил директор предприятия Александр Фандо. По его словам, переговоры о возможных инвестициях приостановлены на две недели, пишет БелаПАН.

Приорбанк (дочка австрийского Raiffeisen Bank) объявил весьма любопытную акцию, фактически обратившись к своим заемщикам досрочно погасить свои обязательства. Банк до 1 января 2009 года отменил комиссии за досрочное погашение (частичное и полное) по всем основным видам кредитов, включая потребительские, на покупку автомобиля и строительство жилья. Говоря простым языком, Приорбанк готов пожертвовать будущими доходами (в виде процентов по кредиту) ради возможности пополнения своей ликвидности. Ход хороший, но он проливает свет на то, что далеко не все в порядке в хозяйстве главы Нацбанка Петра Прокоповича.

В принципе примеры можно продолжать, но зачем «бумагу переводить». И из перечисленного получается, что кризис нас не «может быть» затронет, а уже затронул. Пока правда довольно незначительно. А дойдет ли до коллапса экономики лишь время покажет. От нас ведь ситуация зависит очень мало, гораздо важнее новые цены на газ, «стабилизационный» кредит, возможные европейские инвестиции и другие внешние факторы.

И последнее, раз кризис нас уже затронул, то почему же его не видит большинство, в том числе и властное? Не видно кризиса по двум причинам. Во-первых, этот факт тщательно скрывается — и не только от народа, но во многом и от власти. Рапорты о выполнении «прогнозных показателей» никто ведь не отменял, не отрапортуешь — свое получишь. Во-вторых, многие действительно не понимают, что кризисные процессы давно идут. А не понимают, потому что привыкли к кризисам социализма, а к нам пришел кризис капитализма. При социализме кризис — это когда деньги есть, а товаров нет — полки магазинов пустые. При капитализме наоборот — товары есть, а денег нет, или они быстро дешевеют. Для наглядности простой пример на животрепещущую тему. При социализме получить жилье очень трудно, потому что его на всех не хватает — у многих и деньги на ЖСК были, а все равно приходилось ждать десятилетиями. При капитализме во время кризиса дома и квартиры стоят пустыми, но у людей нет денег, чтобы их купить. У нас своих, не кредитных и не дотационных, денег уже давно нет, но полки в магазинах заполнены, поэтому можно продолжать рапортовать, что кризиса нет и не будет. И люди, особенно те кто постарше, поверят, поскольку они привыкли к кризисам социализма.

Обсудить публикацию