Какие последствия может иметь грузино-российский военный конфликт для СНГ и для белорусско-российского союза? Справедливы ли упреки российского посла к белорусской стороне в том, что она не высказала своей поддержки действиям России в этом конфликте?

Александр Федута. К сожалению, российская сторона не понимает, что ее действия фактически разрушают СНГ. СНГ создавалось на противопоставлении двух идей — идеи равенства и союзного центра. Идею союзного центра воплощал Горбачев, идею равенства воплощали Ельцин, Кравчук и Шушкевич, — люди, собравшиеся в Беловежской Пуще. Мы знаем, кто в тот момент проиграл, кто выиграл. Победила идея равенства. И пускай СНГ неэффективно, но в рамках этой организации Россия явно доминировала и получала возможность проводить удобную ей политику. С того момента, когда Россия начала решать вопрос с государствами, входящими в состав СНГ силой оружия, совершенно очевидно начнутся центробежные потоки. От России, как от нового союзного центра, начнут убегать те, кто был привлечен к ней в 1991 году идеей равенства.

У Беларуси же с Россией совершенно особые отношения. Президент Беларуси сегодня является начальником для премьер-министра России и тот ответ, который дал сенатор Александр Зимовский послу Александру Сурикову свидетельствует, что Минск крайне недоволен несоблюдением правил приличий со стороны Москвы. Союз России и Беларуси возможен лишь тогда, когда обе стороны играют в него добровольно. Россия забыла, что в него надо играть. Она прекратила разыгрывать карту равенства в отношениях с Беларусью и потребовала так, как требуют от своих вассалов: «выскажи конкретную позицию». Обратите внимание, что произошло сегодня, после вчерашней перепалки Сурикова и Зимовского. Сегодня в интернете появилась утечка о том, что российский МИД просил белорусскую сторону высказать ту или иную точку зрения. Сейчас же Москва ведет себя, совершенно не считаясь с правилами игры в равенство. И совершенно очевидно, что как бы не реагировал на это формально Александр Лукашенко, он понимает, что играть с ним больше не будут. А если играть больше не будут, сама игра теряет смысл, — ведь от игры обе стороны должны получать удовольствие. В противоположном случае игра превращается в насилие.

Обсудить публикацию

Другие публикации автора