Александр Лукашенко на открытии строительства Минской студенческой деревни поучал студентов, как правильно избирать депутатов: «Если вам будут обещать „золотые горы“, то вы их поставьте на землю и поставьте перед ними конкретные вопросы: Где? Как? И за какие деньги?». Как вы оцениваете эволюцию взглядов первого белорусского президента, вынудившую его покинуть образ человека, способного любую беду развести руками ?

Александр Федута: Тут должен торжествовать свою победу Вячеслав Кебич, недавно праздновавший свой день рождения, до этого выпустивший мемуары, а еще до этого отметивший свой юбилей, — поскольку Александр Лукашенко этими словами поставил крест на себе, каким он предстал перед нами в 1993–1994 годы. Практическая деятельность приводит в чувство. Вместо того крикуна, которого мы знаем, появился человек, который вполне мог бы поменяться местами с тогдашним премьером. На слова «Запустим заводы» Кебич задавал вопрос «Как?» — его не слушали. Теперь Лукашенко требует: задавайте вопрос «как?».

Я боюсь, что вопрос «как?» — это обманывающая, успокаивающая власть иллюзия. Они уверены в том, что оппоненты не найдут на него ответ. Но главная проблема в том, что это вопрос срабатывает так, как того хочет власть, лишь тогда, когда народ действительно хочет что-то услышать и хочет что-то понять. Но люди уже не хотят ничего понимать, они хотят легких, простых ответов — вроде тех, что были в 1994 г. у кандидата в президенты Лукашенко. «Что будет с заводами?» — «Запустим!» — «А как?» — «А запустим». Вот то же самое — «Станем лучше жить» — «А как?» — «А обуздаем инфляцию» — «А как?» — «А вот обуздаем».

Вы знаете, у меня есть любимая формула «+2», т. е. через два года после вступления России в ВТО белорусский режим сам уходит на заслуженный отдых — просто потому, что не будет не в состоянии выполнять свой социальный контракт с населением. И этот срок неумолимо приближается. И то разительное сходство, которое возникает у Александра Григорьевича с Вячеславом Францевичем, заставляет меня верить в то, что в ближайшее время мы увидим в колбасных отделах наших магазинов портрет нашего дорого лидера, увешанный сосисками — как символ безжалостно уходящего изобилия. В том, что так случится, я уверен еще и потому, что слышу из уст Александра Григорьевича это сакраментальное «Спросите — как?». Так когда-то перед дебатами Кебича и Лукашенко один из нынешних руководителей пропрезидентских СМИ уговаривал журналистов спросить у премьера о видах на урожай. Никто так и не спросил, Кебич сам был вынужден сказать: «А что это меня никто не спросит об урожае?». «Какой будет урожай», — спросили его услужливо. «Хороший, с хлебом будем», — сказал Вячеслав Францевич. Только вот уборочную проводил уже другой лидер.

Обсудить публикацию