В некоторых публикациях еще можно иногда встретить классическое стенание типа: «Когда же наконец начнутся изменения в этом болоте?».

На самом деле изменения уже происходят. А не замечают их, или не хотят замечать потому, что изменения эти не соответствуют ожиданиям ни власти, ни ее оппонентов. Например, началась приватизация госсобственности. Вроде бы, сбываются ожидания оппозиции, но приватизация идет в закрытом режиме и номенклатурно. Уровень недовольства народа достиг такого уровня, что Беларусь признали самой «несчастной» страной на планете, но классической «цветной революции» не происходит. Беларусь, как будто успешно, продолжает лавировать между «западом» и «востоком», но диапазон возможных колебаний становится все уже. К тому же Беларусь из субъекта этого процесса все больше превращается в его объект. То есть, если раньше только от нашего руководства зависело когда, в какую сторону и на каких условиях «колебнуться», то теперь все более жесткие встречные условия выставляет и «запад» и «восток». А стоит реально, а не на словах, принять условия любой из сторон, колебания в противоположную сторону станут практически невозможными. То есть «колебательному процессу» в точке бифуркации, похоже, приходит конец и время окончательного выбора нового аттрактора приближается. И список можно продолжать.

Так что, можно, как мне кажется, сказать, что «снежный ком» сдвинулся-таки с горы и начинает катиться с нарастующей скоростью. Начинается, как говорят аналитики, «темповая игра». События развиваются, причем скорость развития событий и их разнообразие возрастают. Субъекты этих событий пытаются реагировать на происходящее, вовлекаются новые участники, что еще больше усложняет картину, назревает так называемый «каскад бифуркаций».

Правда власть ведет «темповую игру» так, что ее можно считать заведомо проигранной. Практически все решения властей являются реакцией на произошедшие события, а не на намечающиеся тенденции. Поскольку реагируют только на прошлые события, то реакции оказываются крайне запоздалыми и не всегда адекватными. Кризис является структурным, но его пытаются преодолеть традиционными методами. Ведь традиционные методы раньше работали, поэтому вполне естественно применять их и дальше. Между тем структурный кризис невозможно преодолеть в рамках традиционных для его появления методов и средств. Ведь структурный кризис есть кризис именно методов и средств, то есть качественный, а не количественный.

И все же это не значит, что власть «темповую игру» обязательно проиграет. Правда, спасти в такой ситуации может практически только Россия. Например, если сохранит нынешние условия поставок нефти и газа и даст обещанный кредит в 2 млрд. долл. Это позволит выиграть время, и наши крайне запоздалые решения смогут таки дать запрограммированный эффект.

Есть и внешние положительные для нынешней системы факторы. Например, рост мировых цен на продовольствие и калийные удобрения, восстановление доходов от «нефтяного оффшора» и некоторые другие. Скажем, за последние пару лет цены на калийные удобрения выросли в три раза, соответственно выросли и доходы нашей власти. Без российской поддержки они не спасают, поскольку здесь положительные темпы ниже совокупности отрицательных. Но, если Россия поможет продержаться, то есть вероятность выбраться из «ямы». Однако теоретически это невыгодно и самой России, поскольку тогда Беларусь сможет выиграть «темповую игру» и избежать попадания в тотальную зависимость от той же России.

Есть и дополнительные отрицательные факторы. Например, вдруг США удастся добиться признания Беларуси как спонсора терроризма. Тогда Европа, кстати, вне зависимости от собственного желания, вынуждена будет присоединится к санкциям против белорусского режима. И в этом случае даже помощь России может не спасти, и положительные тренды по калийным удобрениям и нефтепродуктам станут отрицательными.

К тому же народ крайне «устал» от потрясений. Отмена льгот, изменение трудового законодательства, конечно же, не в лучшую для людей сторону, скачкообразный рост цен, школьная контрреформа, нежданно-негаданно обрушившаяся на школьников и их родителей. Причем все это — в течение какого-то года с небольшим. Есть от чего прийти в шоковое состояние. Поэтому довольных жизнью в Белоруссии сегодня найти очень трудно, практически невозможно. Вот, например, интернет-портал World Database of Happiness (Всемирная база данных о счастье) опубликовал результаты исследований, в которых назвал самые счастливые страны мира. Авторы работы рассматривали 95 государств. Согласно полученным данным, лидируют в необычном хит-параде Швейцария и Дания. Среди самых неблагополучных стран первыми оказались Молдова и Беларусь. Затем значатся Украина, Узбекистан, Танзания, Руанда и Зимбабве. Рейтинг, конечно не самый научный, но показательный — ведь еще год назад Беларусь была где-то в середине списка, а сегодня «самое несчастливое» государство на планете, даже Руанда и Зимбабве «счастливее». И даже официальная статистика «вражеские» выводы не опровергает.

Убийственную картину нарисовало Министерство статистики и анализа. В первом квартале нынешнего года добровольно ушли из жизни 635 белорусских граждан. Ежедневно уходили в мир иной в среднем семь человек. По сравнению с январем — мартом прошлого года число самоубийц увеличилось на 8,7%. Беларусь — в пятерке мировых лидеров по числу самоубийств на душу населения. В прошлом году, по данным ВОЗ — 37 суицидов на 100 000 жителей, учитывая рост в этом году, теперь значит будет больше. Есть шанс и здесь занять «почетное» первое место в мире. От случайных отравлений алкоголем скончался 801 человек (в первом квартале 2007 года — 754; рост на 6,2%), от рук убийц — 181 (164; рост на 10,4%). Численность населения страны сократилась за три месяца на 8,8 тыс. человек и на 1 апреля составила 9 млн. 681 тыс. Естественная убыль населения составила 4 человека на 1000. Рост, как видим, присутствует по всем негативным показателям. Но потрясения ведь не закончились. Вот Минтруда официально заговорило о возможном повышении пенсионного возраста — опять шок практически для всего населения, кроме разве что быстрорастущей армии бомжей и «нерадивых родителей», которым уже все «до лампочки».

Как «усталость» металла приводит к быстрому и внезапному разрушению механизма, «усталость» людей, может привести к краху социальной системы. Т.е. если разрушение нашей системы и произойдет, то вряд ли это будет похоже на классическую «цветную революцию». Скорее это будет напоминать распад СССР: вот стоял непоколебимой глыбой и вдруг раз и нет его. Там ведь, как мне кажется, тоже главной причиной была именно «усталость» металла, то есть людей.

В общем, события развиваются стремительно, скорость «темповой игры» нарастает. Правда предсказать финал довольно трудно, поскольку переплетается несколько трендов, события по каждому из них развиваются с разной скоростью, причем и ускорение по каждому направлению свое. При этом «катастрофа» — скачкообразное изменение ситуации, по одному тренду может резко изменить ситуацию в целом. Так что итог предсказывать и не будем, но быть в готовности к динамичному развитию событий советуем. Во всяком случае, из зависшего в точке бифуркации состояния система теоретически должна довольно скоро выйти, в принципе даже уже начала выходить.

Обсудить публикацию