Какие усилия белорусским правительством и МИД предпринимаются для удешевления стоимости виз в ЕС и облегчения процедуры их получения? Какие первоочередные шаги требовалось бы предпринять в этом направлении? Каковы перспективы решения «визового вопроса» для нашей страны ?

Андрей Федоров: Насколько известно, правительство и МИД пока делают только заявления: мы готовы, мы призываем и т. п. Для того, чтобы эти заявления получили позитивный отклик со стороны Евросоюза, нужно выполнить те условия, которые Евросоюзом были выдвинуты. Это постоянно подчеркивается представителями европейских стран, руководством Евросоюза — Бенита Ферреро Вальднер, Хавьер Солана — все они настаивают на выполнении условий. Об условиях наши власти ничего не говорят. И первым, наиважнейшим среди этих условий — то, с чего следовало бы начать, — является освобождение политзаключенных. Но пока власти предпочитают делать вид, что такой темы для обсуждения не существует.

Поэтому если какой-то сдвиг произойдет, то это случится не благодаря, а вопреки действиям властей. В данном случае мы наблюдаем единство позиций белорусских властей и демократических сил — хотя лично мне не вполне понятно, какую выгоду белорусские власти могут извлечь из положительного решения визового вопроса. Разве что они надеются в комплексе решить визовую проблему и для тех сорока примерно человек, в отношении которых применяются ограничения.

Представители оппозиции, во всяком случае, на всех международных форумах, во всех своих поездках непременно поднимают проблему виз для белорусов, — и какие-то сдвиги уже можно наблюдать. Бенита Ферреро Вальднер уже заявила о возможности сокращения стоимости виз для белорусов. О своем намерении содействовать решению этого вопроса заявили президенты стран, входящих в Вышеградскую четверку. Какое-то движение наблюдается, но это, на мой взгляд, — результат деятельности оппозиции, но не властей.

Обсудить публикацию