1 августа «Газпром» направил в «Белтрансгаз» предупреждение о сокращении на 45% с 3 августа поставок газа в Беларусь «из-за создавшейся задолженности по платежам». Объем поставок, подлежащий сокращению строго соответствует неоплаченной части газа, поставленного в первой половине года. «Газпром экспорт» в свою очередь направил в адрес зарубежных потребителей газа уведомление об ограничении поставок газа в Беларусь. Это не первое сокращение поставок газа в Беларусь, но прежде ограничения поставок газа (в 2004 г.) и нефти (в 2007 г.) случались в начале года на фоне проблем с подписанием контрактов на поставки энергоресурсов. Почему Газпром развязал очередной этап газовой именно сейчас?

Валерия Костюгова: Хотела бы обратить внимание, что в обоих случаях — в феврале 2004 г. и январе 2007 г. ограничение поставок российских энергоресурсов в нашу страну достаточно быстро переходило в отключение — под предлогом или по причине незаконного изъятия энергоресурсов белорусской стороной. В обоих случаях отключение происходило на фоне отсутствия контрактов на поставки и транзит (газа или нефти), соответственно под определенным углом зрения транзит в таких обстоятельствах можно было рассматривать как незаконный. Отмечу также, что в обоих случаях отключения носили кратковременный характер. Отключению газа в 2004 г. сопутствовали репутационные потери Газпрома, не сказавшиеся, впрочем, ни на его капитализации, ни на продвижении его планов по строительству СЕГ (последнему они даже, как и в случае с отключением газа Украине в начале 2006 г., поспособствовали). И, наконец, в обоих случаях белорусская сторона исполняла необходимый минимум требований российской стороны.

В настоящем «грозовом предупреждении» существенными представляются следующие факторы:

1. Имеется контракт, оговаривающий с одной стороны объемы поставок российской стороны и условия их оплаты белорусской стороной, с другой объемы транзита и условия его оплаты российской стороной. Белорусская сторона выполняет свои обязательства по первому пункту лишь частично. Газпром считаем правомерным исполнять и свои обязательства в том объеме, в котором их исполняет белорусская сторона. При этом компания ссылается на пункт 6.4 контракта, который разрешает ограничивать поставки газа ровно на недополученную сумму.

2. Что касается транзита. Имеются сведения, что 2007 г. Транзит в Европу по территории Беларуси осуществляется только по газпромовскому трубопроводу Ямал-Европа, который к тому же накануне нового года обрел технологическую автономию от белорусской газотранспортной системы (БТГ). В справке, предоставленной пресс-службой Газпрома, указывается, что контрактом «о поставках и транзите» «согласована тарифная ставка при поставках газа по сетям „Белтрансгаза“ (1,45 долл.) и плата за услуги по управлению газопроводом „Ямал-Европа“ (рассчитывается по формуле)». То есть даже если рассматривать контракт как взаимосвязанный документ по принципу «нет газа — нет транзита», белорусская сторона может вмешаться в работу БТГ, но касательно Ямал-Европа она может только прекратить оказывать «услуги по управлению газопроводом». Т.е. на сей раз российский транзит лучше юридически защищен.

3. Возможно также, что подписание именно вчера В. Путиным указа о поправках в законы «Об оружии» и «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», разрешающие Газпрому создавать собственные вооруженные охранные службы, является также красноречивым сигналом белорусскому руководству.

4. Кроме того, в прошлый раз Украина выразила готовность заместить Беларусь в поставках энергоресурсов в Европу — в случае необходимости. Сейчас, согласно экспертным оценкам ПХГ Украины накопили рекордные объемы газа — 25,5 млрд.

5. Сумма же долга Газпрому за первое полугодие составляет USD456 млн.

Российская сторона подчеркивает, что у белорусов имеются эти деньги. Это USD625 млн., перечисленные за 12,5% акций Белтрансгаза, это USD180 млн., полученные в качестве оплаты за транзит.

И белорусская сторона не только не скрывает, но и гордится финансовыми успехами: ростом золотовалютных резервов до почти USD3 млрд. и высокой платежной дисциплиной белорусских потребителей, которые за полугодие оплатили, согласно сведениям министерства экономики, газ на 100,7%. Причем, отметим, что белорусские потребители, в отличие от «Белтрансгаза», никаких щадящих отсрочек по оплате газа не получали и оплачивают его в среднем по USD120 за тысячу кубов.

Кроме того, «Белгазпромбанк» заявил о своем согласии привлечь для Белтрансгаза кредитные ресурсы в размере до USD500 млн. — при помощи «Газпромбанка».

6. У Газпрома вновь возникли некоторые проблемы со строительством Северо-европейского газопровода, из-за позиции эстонского правительства. А, судя по всему, у «кремлевского конденсата» имеется убежденность, что подобные встряски подстегивают европейцев в нужном, северном, направлении.

Резюмируя сказанное: сейчас Газпром находится в сильной позиции, чтобы принудить Минск платить за раз «в два раза больше» реально, а не на словах. Или хотя бы приступить к ликвидации задолженности. То есть перейти к новым параметрам сотрудничества. Такой переход всегда давался нелегко, но в конечном итоге, происходил, благодаря нажиму и шантажу в том числе.

Что же касается т. н. политических соображений, популярных в прессе, т. е. соображений о том, что на фоне предстоящих избирательных кампаний в России, российскому политическому классу невыгодно портить отношения с «единственным союзником». Полагаю, что у этих соображений имеется и обратная сторона. Как известно Лукашенко и «белорусская экономическая модель» являются рекламными клише российской левой оппозиции. Демонстрация цены успехов модели Лукашенко вряд ли нанесен большой ущерб планам российского правящего класса укрепить свое положение.