? Как Вы оцениваете политическую реформу в Украине? Насколько я понимаю, речь идет о беспрецедентном на постсоветском пространстве преобразовании президентской республики в парламентскую.

! Политическую реформу по украинскому образцу я оцениваю хорошо. Нам бы такое. Согласен даже на Коноплева в роли президента и Заболотца в роли премьера. Дальше все отрегулирует необходимость инвестиций, отсутствие уголовно наказуемого прошлого (даже в случае с Коноплевым — в 1996 году он совершил политический поступок, а не уголовно наказуемое деяние, в этом разница, скажем, и отличие от Л.М.Е. и ряда иных персонажей).

Хорошо я оцениваю и то, что Кучма наградил спикера Владимира Литвина званием Героя Украины. Пойди на такую реформу Коноплев, я бы и ему дал такое же звание. Потому что тогда самый харизматический лидер все равно должен был бы отчитываться перед партией, а не только перед партхозактивом, им же самим назначенным.

Правда, боюсь, народ за такую реформу не проголосует. Вспомнит говорливый Верховный Совет 12-го созыва (был и такой, если кто не помнит) — и опять выберет Лукашенко. Но тогда уже точно навсегда.

?В этом году Минск и Москва не отмечали годовщину «союзного государства». Может быть, это знак того, что Кремль, наконец, «займется» Лукашенко?

!Мой коллега Андрей Суздальцев два года подряд предрекает, что через полторы недели у России наконец дойдут руки и до нас. Давайте прекратим на это надеяться. Без России — я в этом убежден — проблему не решишь. Но грести против течения все равно самим нужно. Иначе Россия просто не разглядит альтернативы в нашем мирном болотце.

?«Есть яркие примеры на телевидении, радио, в печатных СМИ, но нет целостной системы», — так А.Лукашенко аргументирует необходимость усиления контрпропаганды. У нас, неспециалистов по пропаганде и контрпропаганде, создается впечатление, что государственные СМИ уже достигли полной монолитности и целостности (просто невозможно смотреть телевизор и читать газеты). Какие картины рисуются президенту, когда он говорит о «целостной системе» пропаганды?

С уважением, студенты БГУ

! Целостная система в данном случае — это безальтернативная система. Это когда включаешь утюг — и там вещают, как хорошо живется в нашей славной и весьма демократической стране. А альтернативного утюга нет — и не предвидится. Помните старый анекдот о Наполеоне, который предпочел бы победе при Ватерлоо один выпуск газеты «Правда»? Хотя, вы молоды и вряд ли понимаете, что имел в виду Наполеон — как раз эту самую безальтернативность. Но добиться ее можно единственным способом — уничтожив средства и предметы альтернативного вещания. Средства уничтожить можно: отключи российское телевидение, подними цены на Интернет, закрой негосударственные газеты — и можешь спать спокойно.

Труднее уничтожить то, о чем вещают альтернативные медиа. Какой бы хилой не была наша оппозиция, именно ей удалось добиться того, что люди в стране перестали исчезать бесследно. Исчезни сегодня Лебедько или даже Федута — крику будет столько, что власть не расхлебает ни за оставшиеся законные два года, ни за возможные не вполне законные пять лет (высказываю свое личное мнение, г-н Миклашевич).

Кроме того, придется уничтожать книги, содержащие иную точку зрения, заводить спецхраны, вырезать страницы в подшивках газет в библиотеках. Ну, вышвырнут они из нашего сознания Карла Поппера и Василя Быкова — все равно ведь ничего не поможет.

Наконец, придется просто перестать играть в гнилой либерализм. Не то что Дракохруст и Козиятко с Киселем на телеэкране будут невозможны. И Якубович в газете. Особенно последний. Не потому, что он является идейной альтернативой режиму — он альтернатива стилистическая. Умный он.