/Письмо #2/

Интеллектуалы и их язык (Ответ Виталию Силицкому)

Письмо Виталия Силицкого является симптомом современного культурно-политического состояния белорусского общества. В тексте можно обнаружить, по крайней мере, три уровня: во-первых, субъективно-экспрессивный, во-вторых, объективно-логический, то есть уровень аргументации, в-третьих, социально-политический, то есть уровень, позволяющий делать более широкие выводы об общей культурной ситуации.

Субъективно текст Силицкого представляет собой выражение искреннего негодования. Автора возмущают действия Запада, в частности политика Евросоюза. Силицкий называет решение Евросоюза об открытии русскоязычного вещания на Немецкой волне «позорным». Он обвиняет ЕС в том, что тот фактически присоединился к политике «официального Минска», который «ежедневно попирает право беларуский граждан „слушать новости и на своем языке“. Запад тем самым, по мнению автора, „способствуют упрочению диктатуры в Беларуси“.

Почему демократический Запад действует таким образом? Силицкий дает обоснование: Запад демонстрирует «полное непонимание процессов, которые происходят в Беларуси». Причины этого непонимания в том, что «не были приняты во внимание ни опыт успешных белорусскоязычных медийных проектов (таких, как газета „Свабода“ и радио „101.2“), уничтоженных властями, ни результаты переписи населения 1999 г., согласно которым более трех четвертей граждан страны признают белорусский язык родным».

Уже приведенных цитат достаточно, чтобы проследить основную идею Силицкого. Он желает доказать, что между языком и политическим режимом существует прямая связь. Схема предельно проста: употреблению русского языка ведет к диктатуре, а белорусского — к демократии. Данный вывод основан на утверждении, согласно которому: «возрождение национального самосознания есть необходимое условие демократизации любой нации». Таким образом, национальный язык является условием национального самосознания, а национальное самосознание есть условие демократии. Следовательно, национальный язык есть условие демократии.

Этот последний тезис является ключевым, опираясь на него, можно составить себе представление о способе и характере мышления части белорусских интеллектуалов, их месте в более широком культурном контексте. Виталий Силицкий — известный политолог, умный, образованный, демократически настроенный и западноориентированный интеллектуал, выражающий представления части белорусского общества.

Белорусское общество травмировано языком. Язык стал символом национального рождения и возрождения, символом демократии. Но не просто символом. Если символ отсылает к чему-то иному, большему, чем он сам, то символичность языка замкнулась только на нем самом. Национальное возрождение и национальное самосознание до сих пор понимается как исключительно языковая проблема. Кроме того, язык становится ключом к пониманию того, что есть демократия. Утверждаемая связь языка и демократии не подвергается осмыслению и содержательному наполнению. Каково внутреннее содержание, каковы те основания, на которых эта связь покоится, остается неясным. Формула «язык-нация-демократия» остается пустой, бессодержательной. В ней мы видим избыток эмоциональности и недостаток рефлексии.

Такая резкая реакция, как призыв к бойкоту радиостанции свидетельствует еще об одной особенности белорусских интеллектуалов. Они возлагают на Запад повышенные ожидания, Запад рассматривается как инстанция, из которой может прийти спасение. Но когда эти ожидания бывают «обмануты», то Запад становится виновником, подсудимым, врагом. Это инфантильная, незрелая позиция, которая основана на чувстве собственной неполноценности. Болезненное стремление к национальному самосознанию есть реакция на это чувство, попытка преодолеть его, стать вровень с Западом. Таким образом, белорусские интеллектуалы испытывают одновременно и тягу к Западу, и страх перед ним. Эта амбивалентность проистекает из больного, ущербного самолюбия. Наше достоинство унижено, нам кажется, что нас не понимают, нас игнорируют. Высокомерный Запад занят своими делами и не замечает нас, а если замечает, то ненадолго и не в том объеме, как нам бы этого хотелось. Но у нас есть выход, мы может обидеться, объявить бойкот. Бойкот — это реакция ребенка, который уходит из песочницы, после того, как его обидели. Обидой реагирует неуверенный в себе, незрелый человек.

Белорусскому интеллектуалу пора освободится от своего инфантилизма, обрести чувство собственного достоинства, начать говорить на равных с другими странами и народами, даже если они богаче и опытней. Чувство собственного достоинства не зависит от благосостояния, от богатства.

Проблема языка есть родовая травма мучительно рождающейся нации. Зацикленность на языке напоминает невротическую фиксированность на травматическом опыте, и препятствует свободному и творческому мышлению и действию. Как учит психоанализ, травматический опыт лечится одним способом: нужно осознать свои вытесненные переживания, сделать их достоянием сознания. Для этого нужны усилие воли, чтобы преодолеть свои страхи, и критическая работа мышления, направленная прежде всего на самого себя. Эта работа должна осуществляться в публичном пространстве диалога, в атмосфере спокойного обсуждения общих проблем, мы должны стремиться понять себя и друг друга.

В Западных обществах свобода и демократия сумели утвердиться, в первую очередь, потому, что Западная культура основана на ценностях слова, диалога, уважения и взаимного доверия. Люди, говорящие на разных языках, сумели построить общий мир, наладить дружеские, добрососедские отношения, так как признали одни и те же ценности. Есть языки, которые разделяют людей, сортируют их по языковому, национальному и расовому признаку. Но есть и другие языки — языки общей культуры и общих ценностей. Мы должны иметь волю, чтобы научиться говорить на языке общих ценностей.

Александр Адамянц,
редактор сайта www.belintellectuals.com

По теме читайте также:

Радыё Свабода: Што думаюць у Беларусі пра вяшчаньне «Нямецкай хвалі»?
Што думаюць менчукі пра вяшчаньне «Нямецкай хвалі» па-расейску?

БДГ:Валерий Левков: Указали язык