/Резервация/

Компромисс политического гетто

Несмотря на то, что основные мероприятия из предвыборной стратегии А. Лукашенко запланированы после 8 марта 2006 года, будущий «единый кандидат» от оппозиции уже сейчас оказался востребованным властью.

С июля белорусский президент ни в одном из своих публичных заявлений не упускает возможность покритиковать процедуру поиска оппозицией своего лидера. Против оппозиции активизировались государственные СМИ. С учетом того, что за первое полугодие 2005 года власть практически игнорировала попытки своих политических противников консолидироваться вокруг ведущей персоны, то напрашивается вывод — «единый кандидат» от оппозиции именно сейчас, в самом начале предвыборной кампании понадобился А. Лукашенко.

«Единый» еще не избран, но он заранее обречен на роль слабейшего. Это будет не альтернативный лидер нации, а вождь политического «гетто», которого, используя монополию на СМИ, можно беззастенчиво и безнаказанно громить с телеэкрана и страниц газет. Из него можно сделать «пугало» для колеблющейся номенклатуры, озабоченных своим будущим силовиков, запуганных «генералов» бизнеса и банков, а также шантажировать Россию. Зато участие оппозиции в предвыборной кампании не только легитимирует право А. Лукашенко на баллотирование в третий раз, но также будет идеальной декорацией для спектакля под названием «Выборы — 2006». Не спасет даже пресловутый майдан.

«Майдан» — открытое, массовое выступление граждан страны на центральных улицах и площадях столицы с целью защиты/продавливания нужного результата голосования/кандидатуры. Однако «майдан» невозможен без конструктивного сотрудничества оппозиции с номенклатурными верхами, руководителями силовых ведомств, директоратом предприятий и ректоратом вузов, банковскими кругами, дипломатами и т. д. Рассчитывать, что эти секторы белорусского общества неожиданно решат поддержать господина Милинкевича/Лебедько, невозможно, как бы ни надували щеки активисты «пятерки». Зато можно твердо утверждать, что если бы 70-тысячный (реальная емкость Октябрьской площади Минска) минский майдан (еще собрать надо!) вдруг стал, по примеру Киева, кричать имя единого кандидата — «Лебедько» или «Милинкевича», то это обязательно отбросит вышеназванные круги (номенклатура, силовики и т. д.) в сторону А. Лукашенко. Это власти и надо. Так что пусть кричат…

Что еще надо А. Лукашенко от оппозиции? Желательно следование общему и, судя по всему, утвержденному сценарию по легитимации третьего срока Лукашенко (итогов выборов). Для этого Национальный Конгресс, где объявится «единый», должен быть проведен вне страны. Идеально в Варшаве (на фоне польско-белорусского кризиса), Вильнюсе (на фоне скандала с ядерным могильником), Киеве («оранжевый единый кандидат»).

До 5 сентября власть не беспокоилась — Конгресс планировался в Киеве. В «киевском» варианте руководство страны мало того, что посредством таможни и пограничников могло сформировать любую комбинацию состава конгресса, но и смело опиралось на массовое неприятие белорусским электоратом демагогии Ю. Тимошенко и иных вождей «оранжевой революции». Но когда среди оппозиции появились разговоры о том, что неплохо было бы провести Конгресс в Смоленске, то у власти сдали нервы.

Стоит отметить, разговор о проведении Конгресса на российской территории идет давно. В руководстве «пятерки» упорно твердили: «Путин не позволит», но когда их спрашивали: «А вы обращались?», то получить вразумительного ответа не удавалось. В итоге, 5 сентября один из старейших членов ОГП Е Огурцов обратился… прямо в Смоленск. Оказалось, что в Смоленске нет никаких проблем — любой зал при наличии гарантийного письма.

Естественно, учитывая прекрасно налаженные информационные каналы между оппозицией и спецслужбами, власть об этом мгновенно узнала и откровенно струсила. По твердому убеждению официального Минска, Россия, обязанная безвольно и пассивно поддерживать любые внутренние и внешние выверты А. Лукашенко, навсегда должна остаться его политической базой, тылом, опорой и бесконечным источником валюты, сырья, военно-стратегического прикрытия и фактически выполнять роль колонии, которую белорусский президент второй десяток лет обманывает, грабит и публично презирает.

Власть не могла допустить, чтобы единый кандидат оказался «смоленским». Как же так, столько лет «вязали» оппозицию с США, ЕС, в общем, с Западом, а «они» вдруг «пришли» с Востока. Ну и как потом БТ сочинять мифы о поддержке со стороны В. Путина «третьего срока» А. Лукашенко? В середине прошлой недели в пожарном порядке на экранах появился мэр Минска Павлов с призывом «Добро пожаловать», а в прошлую пятницу и сам А. Лукашенко выступил в том же ключе — специально для «непонятливых» и «опасающихся»: «Меня проинформировали, что наша оппозиция очень хочет, чтобы ей не дали места для проведения в Беларуси подобного собрания, и для них выгоднее будет провести его где-то в Украине или в России. Россияне однозначно отказали (выделено мною. — А.С.), поэтому они хотели провести конгресс в Украине». Кому как не президенту знать, что Россия готова принять Конгресс, однако он повторил версию оппозиции. Очередное трогательное единство взглядов…

В оппозиции, по-моему, ничего не поняли, хотя почти сразу заговорили о «демократизации» Лукашенко, о некой «нашей победе». Какая «демократизация», «какая победа», и кто это вдруг А. Лукашенко «подсказал из Кремля»? Господа, не смешите публику. Вы почти случайно, на ощупь, неделями топчась вокруг элементарной политтехнологической задачи, удачно наступили на самую болезненную «мозоль» власти — и уже «победили»? А ведь почти мгновенно в белорусской аналитике было совершенно справедливо отмечено, что «после отказов из десятков райисполкомов и администраций дворцов культуры сначала в качестве места проведения конгресса был выбран Киев. Однако в последние дни лидеры оппозиции заявляли, что мероприятие пройдет все-таки в России. А это самый худший для белорусских властей вариант. Ведь Россия — это приоритет их внешней политики, союзник. А тут вдруг этот союзник дает крышу над головой противникам Лукашенко! Возможно, именно это и стало причиной того, что было решено найти место для проведения Конгресса демсил в белорусской столице» (Кирилл Позняк, «Белорусские новости»). Так пользуйтесь найденной брешью в обороне противника, расширяйте прорыв!.. Но все бесполезно. Скорее всего, оппозиция «клюнет» на приманку властей. Посмотрим, что она выберет:

— Конгресс в Смоленске — ассиметричный удар по власти из ее собственного «тыла», демонстрация способности оппозиции подняться из болота «фобий» и отказаться от зацикленности на одном геополитическом векторе, разрушение основы пропаганды А. Лукашенко («братская Россия», «оппозиция, продавшаяся Западу» и т. д.). Кроме того, отсутствие границы, свободный доступ на соседнюю территорию и, что самое главное, федеральные телеканалы (600 млн. эфирная аудитория + 400 млн. спутниковая). В сумме все эти преимущества предоставляют возможность вырваться из сценария власти.

— Конгресс в Минске — это не что иное, как активное участие в создании образа «демократической Беларуси», окончательная легитимация участия А. Лукашенко в выборах (фактически оппозиция признает результаты референдума 2004 г .), глобальная «запись» и «перепись» выступающих и участвующих спецслужбами, создание «картинки» для «P.S.» и «Размышлений на тему» БТ, чьи «запасники» явно оскудели. Итог запрограммирован — политическая клоунада на потребу режиму. Не надоело?