Энергетическая безопасность региона. Правила игры

Доклад в рамках совместной конференции и заседания «Энергоклуба» по теме «Региональное сотрудничество в области энергетической безопасности: вызовы и перспективы для Беларуси» с участием Офиса за демократическую Беларусь, Белорусского института стратегических исследований, сайта «Наше мнение», Минск, 29 октября 2009 года.

Мир близок к критическому истощению природных ресурсов Земли. Быстрый рост численности населения при стихийном потреблении энергии, продовольствия и воды на фоне негативных изменений климата ведет человечество к новым кризисам и соблазнам получать ресурсы силовым путем, либо использовать их в качестве оружия, воздействуя им на рынок потребления. Европейский регион между Черным и Балтийским морями в последние годы также стал свидетелем и участником многих газовых, нефтяных и электроэнергетических воен. По мнению авторитетных экспертов и аналитиков, человечество сможет выжить лишь в случае объединения своих усилий в справедливом распределении ресурсов путем  установления взаимоприемлемых «правил игры». Страны нашего региона также должны разработать и взаимно согласовать национальные энергетические стратегии в рамках своих концепций энергобезопасности и  оптимизировать затраты в энергообеспечении своих экономик.

Оценивая последние события на энергетическом рынке, становится очевидным, что Россия как монопольный поставщик углеводородов для многих стран Европы, также поддалась соблазну использовать нефть и газ в качестве орудия воздействия на соседей в достижении своих геополитических амбиций. Россия и не скрывает свое желание доминировать в регионе, прописав пути достижения этой цели в обновленной энергетической стратегии.

В геополитической борьбе на европейском континенте отчетливо прослеживается желание стран ЕС сплотиться с призывом «говорить одним голосом», отвечая, в первую очередь, на все серьезные вызовы в энергообеспечении. В ответ Россия предпринимает системные действия, направленные на дезагрегацию ЕС путем налаживания диалога с отдельными странами – потребителями углеводородов, применяя метод «кнута и пряника» – штраф или вознаграждение, в зависимости от уровня политической лояльности.

Обходные маршруты газопроводов «Северный поток» и «Южный поток», нефтепроводы БТС-I и БТС-II с развитием нефтяных портов на Балтике и Черном море призваны ослабить позиции транзитных стран в регионе и увеличить зависимость отдельных стран Европы от поставок непосредственно из России. А такая страна как Италия видит свой интерес в самом процессе строительства подводных трубопроводов (компания ENI), желая получить многомиллиардные контракты.

Учитывая плохую перспективу загрузки своих транзитных трубопроводов в случае реализации Россией обходных маршрутов, страны Балтийско-Черноморского региона должны реально оценить ситуацию и призвать Россию к открытому диалогу с целью открытого обсуждения негативных для себя последствий.

Если руководствоваться лишь экономической целесообразностью, то альтернативы сухопутным маршрутам газопроводов нет. Учитывая начало строительства БТС-II и уже скорую потерю загрузки нефтепроводов «Дружба» в объемах до 40-50 млн. т. нефти в год, Россия должна с пониманием относиться к стремлению стран региона развивать проект нефтепровода Одесса-Броды, учитывая, что он едва ли не единственный, способный пусть  частично компенсировать  грядущие потери.

Мы все становимся свидетелями того, что в Балтийско-Черноморском регионе на смену энергетическим и транспортным коридорам Восток-Запад приходят коридоры Север-Юг (к этой тенденции частично присоединяется и Россия), поэтому страны региона должны действовать слаженно и не упустить свой шанс в реализации новых возможностей.

В ответ на жесткую политику России в вопросах поставок углеводородов страны Европы пытаются, с одной стороны, приобщить ее к международным правилам по образцу Европейской энергетической Хартии, с другой,  диверсифицировать источники и маршруты поставки энергоносителей, расширяя сотрудничество с другими странами, а также развивая другие источники энергии, способные заместить газ на европейском рынке. В этом процессе страны будут стремиться оптимизировать свои затраты при достижении указанных целей, что станет возможным лишь при условии широкого сотрудничества. В качестве примера: можно использовать взаимосогласованную политику при строительстве и расширении АЭС, реализации крупных проектов возобновляемых источников энергии, интеграции энергосистем, оптимизации потерь и затрат при транспортировке энергии.

Россия, неся большие потери в борьбе за свою монополию (только в 2009 г. –  свыше 25 млрд. долл. в газовом конфликте с Украиной), будет становиться более прагматичной и повысит свою готовность к поиску компромиссов.  Прозрачность и единые «правила игры» на энергетическом рынке помогут миру более успешно справиться со многими задачами, обусловленными новыми «геополитическими реформами» и исчерпаемостью энергетических ресурсов Земли.

Обсудить публикацию

Метки