?«Дело Сивакова» — это, по мнению официального Минска, попытка ЕС вмешать политику в спорт. Согласны ли Вы с утверждениями подобного рода, и если да, то допустимы ли, на Ваш взгляд, подобные спортивно-политические «гибриды»?

! Возмущение официального Минска понятно — тест не прошел. Представляете, как было бы здорово: Сиваков таки летит в Афины, откуда, уже в наручниках, следует к лицу, уполномоченному снять с бедняги министра показания по делу об исчезновениях… Либо без наручников возвращается домой благополучно, доказывая тем самым, что все эти Пургуридесы — без Христа в голове, треплются, но меры применить не могут. И тогда наш верховный главноподозреваемый летит туда же: Путин на открытие, наш — на закрытие. В Афинах все спокойно, как в сказочном Багдаде.

Что же касается допустимости подобного, то лично мне это все равно было бы неприятно. Уже потому, что мне неприятно в принципе совмещение государственного и общественного постов (если только это не пост лидера партии — здесь как раз все было бы понятно). Я всегда против был совмещения должностей президента НОК и президента РБ. А с этого у нас и началось спортивно-политическое совмещение: никто ведь не собирается ставить капкан на Медведя — в смысле, Александра Васильевича.

? Сегодня много пишут об реваншистских, авторитарных и изоляционистских тенденциях в политической жизни России и Украины. Недавно в западной прессе Украину сравнили с Беларусью. Означает ли это, что Беларусь «выявила» некую культурно-политическую нишу, в которую рано или поздно впрыгнут и ее так называемые братья? Считаете ли Вы корректными подобные сопоставления?

! Все счастливые страны, следуя Толстому, похожи друг на друга, каждая несчастная несчастна по-своему. Даже если типологическое сходство между Беларусью и ее восточнославянскими сестрами очевидно, различия все-таки весьма существенны. Россия все еще остается демократической страной — несмотря на фактическую монопартийность. Украина, несмотря на не вполне демократический характер власти, имеет развитую многопартийную систему. Разные экономические модели. А что президенты спят и видят, чтобы кому-нибудь гайку завернуть потуже — так это, будем считать, детали. Хотя гайка гайкой и остается, что в «Мерседесе», что в «Запорожце».

? В материале « Белорусы и перемены: хотеть — не вредно», помещенном на сайте Навiны.by, комментируются результаты социологических исследований НИСЭПИ. Общий смысл таков: значительная часть белорусов хотят политических перемен, но ничего ради них предпринимать не намерены. В чем, по Вашему мнению, причина этой своеобразной подвижности-инертности (если она действительно имеется в наличии)? Существует ли вообще какой-то шанс сдвинуть дело с мертвой точки?

! Уж сколько раз твердили миру, что соборное сознание православных тем и отличается от индивидуалистического сознания протестантов, что индивидуалисты уповают на себя, а соборяне — на великую силу коллектива или Господа нашего. Ментальные изменения происходят не так скоро, как хотелось бы. Вот когда произойдут и под наш лежачий камень вода наконец потечет, можно будет сказать, что белорусы сделали шаг по направлению к Европе. А так — мы в сплошной рифме к оной Европе, что бы там ни пыталась изобразить Европейская коалиция имени Статкевича et cetera .

Шансы же есть всегда. Особенно действенными мерами являются голод и, в частности, холод. Прибалты должны сильно поблагодарить «Газпром» за то, что сейчас в Европе.