Не секрет, что по многим параметрам экономической (да и не только) политики Беларусь, что называется, впереди планеты всей. Многие влиятельные международные организации, анализируя отдельные параметры государственного регулирования, ставят Беларусь в один ряд с такими маргинальными странами, как Куба, Северная Корея, Туркменистан, Иран и т. д.

При этом всем известны издержки чрезмерного госрегулирования. Именно они приводят к тому, что количество МСП в странах с неблагоприятным бизнес-климатом не растет из года в год. Страны остаются в порочном круге бедности, поскольку отсутствие конкуренции и тотальная зарегулированность бизнес-климата приводят к высоким ценам, бегству капиталов и мозгов, неразвитой финансовой инфраструктуре, несозданным рабочим местам, незаплаченным налогам и т. д.

Белорусские официальные власти зачастую декларируют, что условия для развития бизнеса в стране замечательные и соответствуют большинству международных норм. Более того, что мудрая экономическая политика руководства приводит к неуклонному росту благосостояния и ВВП страны.

Результаты исследования условий функционирования частных МСП Беларуси, проведенного Исследовательским центром ИПМ, помогают осветить отдельные аспекты издержек такого регулирования.

Во-первых, возвратиться к столь излюбленной теме и международных, и правительственных экспертов, как «откуда дровишки», в смысле, каковы факторы экономического роста в Беларуси. Не вдаваясь в дискуссию о том, «а был ли рост», лишь отметим, что данные Министерства статистики по-прежнему не являются абсолютно прозрачными, с одной стороны, а с другой — излюбленным аргументом Минстата на вопросы и намеки негосударственных экспертов является то, что они не контролируют данные низовой отчетности, т. е. микроданные отдельных предприятий, которые потом в Минстате агрегируются по отраслям, регионам и стране в целом. Так вот, даже малым и средним предприятиям, иногда с численностью до 10 человек, доводятся темпы роста объемов производства. В случае их невыполнения руководитель вызывается «на ковер» в горисполком (исполком). Естественно, никому этого не хочется, поскольку инструменты «внушения» необходимости роста у органов власти есть немалые. При этом картина остается примерно одинаковой на протяжении ряда лет (табл. 1). В результате, Минстату и приписывать ничего не надо, всё делается на низовом уровне.

Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Доводят ли до Вас белорусские органы государственного управления темпы роста объемов производства?» (%)

2002

2005

2007

Да

20

40

37.6

Нет

80

56

61.5

Нет ответа

-

4

1.0

Итого

100

100

100.0

Источник: Исследовательский центр ИПМ.

При этом положительный ответ на вопрос о доводимых темпах роста практически не зависит от сферы деятельности МСП, варьируясь от 34% в сфере образовательных, консалтинговых, юридических и прочих услуг до 44% в строительстве. В то же время интересно отметить, что в сферу деятельности чиновников попадают скорее «старые», чем «новые» МСП (41% в МСП, созданных до 1996 г.; 38% — в фирмах, созданных в период 1997–2004 гг. и 29% — после 2005 г.).

Как и в предыдущие годы, существует зависимость между доведением темпов роста и размером фирмы (табл. 2). Что уж тут говорить о крупных государственных предприятиях. Естественно, несмотря на рост убытков и складских запасов, они «дают» план всеми честными и не очень честными способами.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Доводят ли до Вас белорусские органы государственного управления темпы роста объемов производства?»(%)

от 1 до 10 чел.

от 11 до 50 чел.

от 51 до 100 чел.

от 101 до 200 чел.

свыше 200 чел.

Да

26.1

37.7

48.4

80.0

60.0

Нет

73.9

62.3

51.6

20.0

40.0

Итого

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

Источник: Исследовательский центр ИПМ.

Большой проблемой для частного бизнеса (да и государственного тоже) является огромное количество отчетности, которую нужно постоянно сдавать в тот или иной орган. При этом все предприниматели отмечают, что с каждым годом бумажек и форм отчетности становится всё больше и больше, несмотря на всеобщую компьютеризацию и интернетизацию.

Согласно нашему исследованию, составлением отчетности для органов госуправления на среднестатистическом МСП занято 3,14 чел. При этом чем старше предприятие, тем больше у него отчетности (что, по-видимому, связано с большим объемом и видами деятельности). Так, на предприятиях, созданных до 1996 г., средний ответ — 3,56 чел., в то время как на предприятиях 1997–2004 гг. — 3,11 чел., созданных после 2005 г. — 2,56.

В любом случае в среднем три человека на одно небольшое предприятие. А ведь это не включая бухгалтеров, которые каждый месяц должны отчитаться как по уплаченным, так и по неуплачиваемым налогам. В России существует квартальная налоговая отчетность; во многих странах мира налоги закрываются раз в полгода или год. Всё это экономит огромные ресурсы как для фирм, так и для государства.

В то же время руководитель МСП тратит на общение с органами госуправления 9,27 часа в неделю, т. е. формально больше одного рабочего дня. При этом здесь наблюдается обратная связь — чем моложе предприятие, тем больше его руководитель общается с чиновниками.

Наиболее трудоемкой является отчетность в таких сферах деятельности, как строительство, транспорт и связь (4,6 чел. на одном МСП), в этих же отраслях руководители тратят более всего времени на общение с чиновниками (11-14 часов в неделю).

Таким образом, можно приблизительно посчитать издержки чрезмерного госрегулирования. Допустим, что зарплата одного сотрудника среднего звена, работающего на МСП с отчетностью, — 350 долл. плюс 40% социальных налогов. Итого — 490 долл. В стране 33 000 малых предприятий и еще примерно 5000 средних предприятий. Итого примерно 40 тыс. предприятий, дополнительные издержки которых на оплату труда только одного непроизводительного сотрудника (сотрудник, занимающийся не нужной для предприятия, но обязательной отчетностью, не производит добавленную стоимость для предприятия) составляют 5880 долл. в год. В год получается около 235,2 млн. долл. Если считать, что из трех имеющихся работников, занятых на фирме отчетностью, лишних больше одного, то можно говорить о дополнительных затратах в 400-500 млн. долл. в год.

Но это лишь прямые расходы МСП на зарплату этих сотрудников. К ним можно добавить издержки на компьютеры, бумагу, принтеры. Однако издержки на ненужную отчетность несет и государство, оплачивая их налогами граждан. Сюда входят зарплата чиновников, эти отчеты и бумажки принимающих и складирующих, расходы на их оргтехнику, занимаемые ими офисные здания и кабинеты. Можно долго спекулировать цифрами, однако очевидно, что издержки по чрезмерной отчетности тянут более чем на 1 млрд. долл. в целом по стране.

К непроизводительным расходам белорусских МСП можно добавить стоимость часов руководителей фирм, которые вынуждены общаться с вышестоящими инстанциями. Зачастую на фирмах вводят специальную должность вице-директора, в чьи обязанности входит бесконечное посещение различных чиновников — от горисполкома до министерств и ведомств. Их время недешево, а общие затраты всех МСП еще легко набирают миллиард. Естественно, что все эти издержки отражаются на ценах конечной продукции.

Неэффективность и затратность чрезмерного госрегулирования мы решили подтвердить с помощью более детализированного исследования о том, сколько «стоит» одна такая узкая область, как регулирование цен. Не секрет, что формально или неформально все цены в нашей стране регулируются государством — от всеобщего запрета на рост цен более чем на 0,6% в месяц до рекомендаций по величине наценок и рентабельности. Однако в списке наиболее значимых административных барьеров развития предпринимательства регулирование цен входит в шестерку не из-за его строгости. Практически все руководители говорят о том, что продают продукцию по тем ценам, по которым им это нужно. Цены давно регулируются рынком (конкуренцией и уровнем доходов населения) и жесткой денежно-кредитной политикой Национального банка. Однако выполнение всех норм обширного ценового регулирования отнимает огромное количество времени, энергии, ресурсов, нервов у частных предприятий, которые формально продают свою продукцию по свободным ценам.

Так, основным фактором, определяющим уровень цен, респонденты назвали налогообложение, далее следуют цены конкурентов и затраты на производство. Законодательство в области регулирования цен занимает лишь 8-е место (табл. 3).

Таблица 3. «Назовите основные факторы, в наибольшей степени влияющие на уровень цен на продукцию (услуги) вашего предприятия (не более трех)»

Количество МСП

%

Затраты на производство и реализацию продукции

175

42.7

Цены конкурентов

177

43.2

Спрос со стороны покупателей (потребителей)

151

36.8

Коммунальные платежи (тарифы на электро- и теплоэнергию и пр.)

90

22.0

Арендная плата

135

32.9

Оптовые цены, цены поставщиков

134

32.7

Уровень налогообложения

192

46.8

Законодательство в области регулирования прибыли и уровня цен

68

16.6

Другое

4

1.0

Нет ответа

3

0.7

Итого

410

100.0

Источник: Исследовательский центр ИПМ.

Согласно исследованию, на среднем МСП 2,75 чел. занимаются расчетом себестоимости и цен, тратя на это 46 часов в месяц (около 6-ти дней). Однако реальные цифры могут быть еще выше, поскольку большое количество респондентов, участвующих в опросе, указали 1 час как время, затрачиваемое на расчет себестоимости и цен. Это снизило общую среднюю и говорит о формальном исполнении обязательных норм законодательства.

Естественно, все эти средние полученные нами величины варьируются в зависимости от размера предприятия и сферы его деятельности (табл. 4). В среднем по выборке возможная экономия в случае отмены различных норм обязательного ценового регулирования составляет 4,47 чел., что примерно даст фирме 903 долл. в месяц.

Таблица 4. Издержки МСП по выполнению норм законодательства в области ценового регулирования

Сфера деятельности МСП

Сколько чел. в целом занимаются расчетом себестоимости и цен (калькуляциями) на вашем предприятии?

Сколько часов в месяц они занимаются выполнением требований законодательства в области ценообразования?

Представьте, что административное регулирование цен в стране отменено. Какую экономию времени это дало бы вашему предприятию? (чел.)

Представьте, что административное регулирование цен в стране отменено. Какую экономию финансов это дало бы вашему предприятию? (долл. в мес.)

Торговля

2.77

39.73

4.53

901.46

Общественное питание и бытовое обслуживание

2.19

52.52

6.15

436.25

Производство (промышленность)

3.19

43.17

3.08

1111.43

Строительство

3.14

72.49

4.09

699.83

Транспорт и связь

2.76

70.94

6.11

872.73

Другое

2.34

26.65

4.04

929.17

Размер предприятия (чел.)

от 1 до 10

1.60

31.17

4.58

471.57

от 11 до 50

2.73

52.15

3.43

897.97

от 51 до 100

3.84

50.07

6.71

1357.05

от 101 до 200

5.79

62.40

5.91

960.00

Источник: Исследовательский центр ИПМ.

Как и следовало ожидать, основными нормами ценового законодательства, в наибольшей степени отвлекающими ресурсы фирмы на непроизводительный труд, по мнению респондентов, являются составление отчетных калькуляций (50%), регистрация новых цен (43%), составление плановых калькуляций (39%). Для сравнения, регулирование предельного уровня повышения цен в месяц отметило 25%, а регулирование норм прибыли — 4%.

В условиях ухудшающейся ценовой конъюнктуры и снижающейся рентабельности государственных заводов и фабрик упрощение условий хозяйствования, т. е. отмена совершенно ненужных норм и разрешений, позволит высвободить значительные ресурсы в экономике страны. Эти деньги могут быть использованы бизнесом совершенно по-разному — на рост инвестиций, на рост потребления, на рекламные или представительские расходы. Однако в любом случае высвобождаемые 1-3 млрд. долл. будут истрачены внутри страны, что будет способствовать росту национальной конкурентоспособности на микро- и макроуровне.