Чем отличается украинская экономика от белорусской? При прочих равных — долей частного сектора.

Как бы и в чью бы пользу не была проведена украинская приватизация, сегодня 60% украинского ВВП производится частным сектором. А в Беларуси — 20%. Соответственно, одним из объяснений того, как она справляется с ценовым шоком (рост цен на импортируемый газ в 2 раза), является наличие этого частного сектора, т. е. «прослойки» из малых и больших частных предприятий, которая была создана за эти годы. В Украине «просел» реальный сектор, поскольку рост энергетических цен сделал его менее прибыльным? Зато вырос сектор услуг, коммуникаций, сельскохозяйственного производства.

Оставим за рамками сегодняшней дискуссии вопрос о приватизации. Хотя это очень интересный и актуальный вопрос, поскольку приватизация может решить ряд проблем вследствие стоящих перед белорусской экономикой вызовов (в первую очередь энергетических и снижающейся конкурентоспособности).

Давайте поговорим о малом и среднем бизнесе.

Несмотря на все разговоры, условия для его развития остаются крайне неблагоприятными.

Так, в течение 2006 г. институциональная среда регулирования МСП (малых и средних предприятий) не претерпела практически никаких существенных изменений. Белорусский позитив — несмотря на традиционно большое количество принятых нормативных актов (в том числе имеющих обратную силу), — принципиальных изменений как в сторону ухудшения условий хозяйствования, так и их упрощения, не было.

Эксперты Всемирного банка в своем ежегодном исследовании Doing Business (Делая бизнес) значительно снизили рейтинг качества делового климата страны. По показателям 2006 г. Беларусь занимает 129 место из 175 анализируемых стран, в 2005 г. занимала 124 место. Таким образом, налицо ухудшение рейтинга (рейтинг Украины возрос с 132 до 128 места, России — с 97 до 96, Грузии — с 112 до 37 места). В Беларуси более всего понижение рейтинга коснулось изменения условий получения кредита.

Таблица 1. Изменение показателей легкости ведения бизнеса в Беларуси

Рейтинг страны в 2005 г.

Рейтинг страны в 2006 г.

Изменение

Открытие компании

153

148

+5

Лицензирование

88

84

+4

Наем рабочих

36

31

+5

Регистрация собственности

91

96

-5

Получение кредита

76

117

-41

Защита интересов инвесторов

141

142

-1

Уплата налогов

175

175

0

Ведение международной торговли

106

113

-7

Приведение контрактов в исполнение

36

36

0

Закрытие компании

97

91

+6

Рейтинг страны

124

129

-5

Источник: World Bank (2007). Doing Business. How to Reform. http://www.doingbusiness.org/ExploreEconomies/Russian/?economyid=19.

Таким образом, условия для регистрации и ведения бизнеса по-прежнему являются сложными не только исходя из жалоб предпринимателей, но и с точки зрения международных стандартов.

Одной из наиболее болезненных проблем является налогообложение. Оно остается высоким как с точки зрения налоговой нагрузки (38 налогов и сборов), так и затратным в администрировании (по всем налогам необходимо отчитываться каждый месяц). Причем, как и прежде, инструкции по уплате основных налогов и сборов (НДС, на прибыль, акцизов, таможенных пошлин) постоянно изменяются. Это увеличивает явные и неявные издержки ведения бизнеса (МСП нужно всё больше высококвалифицированных бухгалтеров и юристов) и делает его более рискованным (с точки зрения высоких штрафных санкций и частых проверок со стороны налоговых органов).

Например, по мнению Всемирного банка, налоговое бремя в Беларуси выглядит следующим образом.

Таблица 2. Налоговая нагрузка в Беларуси

Индикатор

Беларусь

Регион

ОЭСР

Выплаты (количество)

125

48,3

15,3

Время (часы)

1 188

423,0

202,9

Общая налоговая ставка (% прибыли)

186,1

56,0

47,8

Источник: World Bank (2007). Doing Business. How to Reform. http://www.doingbusiness.org/ExploreEconomies/Russian/?economyid=19.

Другая серьезная проблема — трудоемкость и дороговизна получения разрешений (лицензий, сертификатов, согласований и пр.) — если и изменилась за последние годы, то в сторону ухудшения. Расширился список товаров, подлежащих обязательной маркировке, ухудшились процедуры в области лицензирования в сфере строительства и архитектуры, риэлтерской деятельности, туризма. Государственное регулирование цен остается масштабным и разноплановым — от контроля уровня повышения цен до регулирования состава затрат и рентабельности. Проверки и штрафы по-прежнему носят фискальный характер, поскольку наказания несоизмеримы с объемом нарушений. МСП всё так же сталкиваются со сложностями получения кредитов вследствие их дороговизны, высоких требований по залоговому обеспечению и его оценке, необходимости наличия поручителей и т. д.

Автор лично в рамках проводимых Исследовательским центром ИПМ фокус-групп во всех регионах Беларуси встречалась с десятками собственников и топ-менеджеров МСП. И на вопросы: «А что изменилось? Были ли и какие изменения к лучшему в условиях ведения бизнеса за последний год?» — слышала, что ничего принципиально не изменилось. Возможно, проверять стали реже. Но суммы штрафов выросли. А многочисленные проверяющие приходят, «чтобы найти». Возможно, регистрировать предприятие стало проще и быстрее. Но дешевле и быстрее заплатить 100 долл. юридической фирме. Косметические изменения нивелируются очередными изменениями и дополнениями. Высокая налоговая нагрузка и огромный документооборот требуют всё большего количества бухгалтеров и юристов. По мнению одного предпринимателя, в век всеобщей компьютеризации бумажек стало больше, чем 15 лет назад.

В стране нет и не может быть большого количества малых предприятий, поскольку упрощенная система налогообложения не работает, а без нее легче работать в качестве ИП (индивидуального предпринимателя). Выживает лишь т. н. средний бизнес, который был зарегистрирован как минимум лет пять назад и успел обрасти связями и знаниями и который может себе позволить несколько бухгалтеров. Именно драконовская правовая среда регулирования МСП, а также практика правоприменения делает невозможным развитие производства. Проще торговать или оказывать какие-нибудь информационные или туристические услуги, поскольку ниже риски экспроприации, быстрее оборачиваемость, легче минимизировать налоги.

Казалось бы, чего проще. В условиях, когда затраты госпредприятий нужно сокращать, а людей — увольнять, создание более простых условий для работы частного сектора не требует значительного изменения экономической политики, какого-то значительного отхода от «принципов». Предприниматели не просят особых правил игры, льгот или дотаций. Они просят равного к себе отношения, т. е. такого же, как и к госпредприятиям — в области уплаты налогов, установления цен, количества проверок и размеров штрафов, участия в тендерах. Они просят упростить правила получения кредитов. Всё, что они говорят о господдержке, — «не мешайте» или, по выражению одного предпринимателя, «пусть они про меня забудут». Еще одно интересное предложение — ввести законодательное ограничение на изменение законодательства (например, не более 10 новых документов или 10% изменений в старые).

Во всех странах создание и развитие малого и среднего бизнеса поддерживается государством. Ведь люди в буквальном смысле «слезают с шеи государства». Более того, они самореализуются, делают бизнес, их наемные работники делают карьеру и кормят семьи. Именно МСБ — источник появления среднего класса с его спросом на определенные товары и услуги, т. е. поддерживающим развитие экономики механизмом.

У нас же, по мнению предпринимателей, негативное и предвзятое отношение к предпринимателям по-прежнему имеет место. Причем они не винят местные власти, которые, с их точки зрения, ловят «приказы и флюиды» сверху. То есть предпринимателей уже никто не называет жуликами и спекулянтами, на местах понимают и ценят их вклад в создание рабочих мест и роль в пополнении бюджета…, но «флюиды сверху» по-прежнему сильны.

Таким образом, государственная поддержка развития частного сектора по-прежнему носит скорее декларативный характер. В то же время 11 августа Совет министров принял постановление № 1029, содержащее Комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период 2006–2010 гг. Данный документ принят для того, чтобы увеличить показатели участия сектора МСП в экономике Беларуси. Исходя из правительственной Программы социально-экономического развития экономики Республики Беларусь на 2006–2010 гг. доля малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки должна составить 30% (сегодня порядка 21%), количество субъектов хозяйствования — 44-46 тыс. (33 тыс.), а численность занятых — 23-25% (10%) от общей численности экономически активного населения. Долю сектора МСП в ВВП планируется увеличить с 8% до 25%.

Однако для того чтобы реально, а не формально (путем манипуляций со статистикой например) достичь этих параметров, необходимо пересмотреть направления и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

К сожалению, они все еще не на повестке дня. На днях Администрация президента отклонила принятие нового закона о поддержке малого и среднего предпринимательства. Несмотря на то, что в проекте закона и так практически ничего не было для поддержки развития бизнеса в стране, его принятие признано нецелесообразным. Предпринимателей опять приравняли к «торгашам», а помощь пообещали адресную — на местах и только производителям.

В общем, по-прежнему будем «продавать тракторы».