В начале декабря председатель Оршанского райисполкома Александр Позняк заявил, что Оршанский район станет «зоной опережающего развития» [1]. До сих пор зон такого рода в Беларуси не наблюдалось, поэтому нам показалось интересным разобраться, о каком же опережающем развитии идет речь.

Оршанский район оказался в фокусе внимания центрального правительства еще в апреле этого года, во время выступления Александра Лукашенко с обращением к парламенту. Говоря о развитии регионов, руководитель государства подчеркнул необходимость поднять Оршу (а также близлежащие городки Барань и Болбасово) «из руин и пепла» [2]. Остается не вполне понятным, что подвигло Лукашенко на такую драматическую метафору — Оршанский район не является полным аутсайдером ни по уровню (официально зарегистрированной) безработицы, ни по уровню средней заработной платы. Возможно, положение района связалось у руководителя государства с печальной судьбой Оршанского инструментального завода, который уже не первый год находится на грани банкротства, обложен долгами и выживает только за счет поставок в Россию. Даже его собственный директор говорит о том, что ассортимент завода морально устарел еще до распада СССР, а станки не менялись с основания предприятия в 1974 году [3].

Впрочем, вероятно, что на мысль о бедственном положении района Лукашенко навели события, произошедшие совсем незадолго до апрельского выступления. Мартовские протесты против «тунеядского закона», всколыхнувшие доселе не отличавшиеся протестной активностью белорусские регионы, в Орше оказались особо массовыми — на площадь вышли около тысячи человек. Протестующие требовали, чтобы на площадь явился тогдашний председатель райисполкома Николай Лисовский, который, однако, выслал успокаивать протестующих своего начальника по идеологии. [4]

Как бы то ни было, после выступления Лукашенко Орша оказалась в эпицентре чиновничьей активности самого высокого уровня. Во-первых, район получил нового руководителя — Леонида Пеньковского. Впрочем, уже спустя несколько дней после назначения Пеньковский исчез, да так, что подчиненным пришлось высылать на поиски милицию, которая, видимо, подозревая самое страшное, ворвалась с оружием к нему в дом. Оказалось, причиной исчезновения нового руководителя с рабочего места было плохое состояние здоровья, которое спустя несколько месяцев привело к его оставке. Взамен оршанцы получили проверенного номенклатурщика Александра Поздняка, который к тому времени уже несколько лет вникал в ситуацию в Витебской области в качестве помощника президента. [5]

Несмотря на некоторую чехарду с назначением руководства района, главная работа — вернее, составление планов — по развитию Оршанского района велась в Минске. Так, уже в мае члены правительства отправились в Оршу, чтобы лично изучить обстановку в районе и, в частности, на Оршанском инструментального заводе. По итогам поездки было проведено масштабное совещание Совета Министров с участием всех крупных чиновников и даже банкиров. Было решено составить план первоочередных мероприятий по развитию промышленного потенциала района, а также продумать, какими культурными и спортивными мероприятиями развлечь оршанцев, пока промышленный потенциал развивается. [6]

А Министерство промышленности взялось проводить для инструментального завода, задолжавшего поставщикам и кредиторам более BYN 9 млн, исследование рынков и переговоры с зарубежными поставщиками оборудования и, соответственно, новыми кредиторами. Всего же план модернизации завода «потянул» на USD 62,57 млн, из которых 36 млн пойдут на закупку нового оборудования и постройку нового цеха — собственно, создание нового завода. [7] Финансирование этой «модернизации», согласно новому директору, будет вестись из трех источников — это Республиканский централизованный инновационный фонд (РЦИФ), Инновационный фонд Витебской области, внебюджетный централизованный инвестиционный фонд Министерства промышленности. [8] Таким образом, в сохранение и модернизацию рабочего места каждого из примерно 500 работников завода будет вложено около BYN 100 тыс.

В целом, согласно плану, все убыточные предприятия Оршанского района к 2020 году должны стать прибыльными и поднять заработную плату своим работникам.

Не останется без внимания и сельское хозяйство. За счет кредитов Банка развития сельхозпредприятиям района будет закуплена техника. Для загрузки мощностей Оршанского мясокомбината будут со временем построены новые молочнотоварные фермы, а сам комбинат — как и районный молочный комбинат — будут модернизированы.

Но этим список «подарков» жителям Оршанского района не исчерпывается. Будут построены новые магазины взамен киосков, современные парковки, кафе, спортивные площадки, проведен капитальный ремонт в больницах, школах и детских садах. И все это, по словам руководителя района Александра Поздняка, превратит Оршанский район в «зону опережающего развития».

Близкий по смыслу термин «территория опережающего развития» с 2013 года используется нашими восточными соседями, где в 2014 году был подписан соответствующий Федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ». [9] В том же году были созданы три такие территории на Дальнем Востоке: «Хабаровск» и «Комсомольск» в Хабаровском крае, «Надеждинская» в Приморье, еще несколько таких территорий находятся на разных стадиях создания и согласования своего статуса.

Территория опережающего развития (ТОР) по сути является специальным правовым режимом осуществления предпринимательской деятельности в части определенного региона (так как в ТОР входит не весь регион). По смыслу, создание ТОРов является логическим продолжением функционирования других таких территорий с особым режимом предпринимательской деятельности в Российской Федерации — особыми экономическими зонами (ОЭЗ) и зонами территориального развития (ЗТР). В отличие этот них, ТОРы создаются на более длительный период (70 лет) в целях не только активизации предпринимательской деятельности или несырьевого экспорта, но и социально-экономического развития соответствующей территории. Однако, согласно классификации Международной организации труда (МОТ), ТОРы являются все же не являются принципиально новым образованием, а разновидностью специальных экономических зон. [10]

Несмотря на некоторое различие в целях (ориентированных не только на резидентов этих специальных образований, но и на жителей соответствующих регионов), территории опережающего развития используют традиционный инструментарий специальных экономических зон, первым из которых является привлечение стратегических инвесторов. Так, в соответствии за законом о ТОР, «под территорией опережающего социально-экономического развития понимается часть территории субъекта РФ, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения».

Для привлечения инвесторов государство создает соответствующую инфраструктуру (транспортную, логистическую, развивает коммуникации и так далее) и передает управление ТОРами специальной управляющей компании, которая может распоряжаться государственным имуществом, находящимся на этой территории, устанавливать льготные режимы налогообложения, аренды и так далее. [11]

Обобщая, можно сказать, что «территории опережающего развития» в российской практике отличаются двумя ключевыми характеристиками — особой структурой управления (управляющая компания и ее дочерние структуры, которые выполняют ряд функций органов государственного управления на данной территории) и наличием ключевого инвестора, под «проект развития которого» и создается, собственно, ТОЗ. [12] То, что первые ТОРы созданы и функционируют на Дальнем Востоке, не случайно — их задача — создание и обеспечение «конкурентных условий деятельности территорий опережающего социально-экономического развития… с учетом международного опыта деятельности наиболее успешных аналогичных территорий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Южная Корея, Китай, Сингапур» (см. пояснительную записку к законопроекту).

Российские экономисты относятся к идее «территорий опережающего развития» со сдержанным оптимизмом. С одной стороны, существует надежда, что ТОРы станут своеобразным «апгрейдом» особых экономических зон, где будут учтен соответствующий опыт и проведена работа над ошибками. С другой стороны, указывается и на то, что в инфраструкруту ТОРов вкладываются и будут вкладываться средства, соразмерные с планируемыми доходами от налогообложения резидентов ТОРов после окончания льготного периода. Вызывает вопросы у экспертов и особый метод реализации государственных функций на их территории, которая является частью соответствующих областей Российской Федерации. Высказываются опасения и по поводу эксплуатации ресурсов — как природных, так и интеллектуальных — зарубежными инвесторами.

Таким образом, единственным общим признаком российских «территорий опережающего развития» и «Оршанской зоны опережающего развития» представляются немалые государственные инвестиции в инфраструктуру. По всем остальным параметрам — отсутствием законодательной проработки для выбора именно Оршанского района в качестве «зоны опережающего развтия», опорой на бюджетные средства для проведения модернизации, централизацией управления (фактически, все решения об управлении районом принимаются в последний год на уровне Совета Министров), а также отсутствием особых, льготных условий для развития предпринимательства — эти два образования кардинально отличаются. Оршанская «зона опережающего развития» представляется очередным примером произвольно начатой «модернизации», которая не имеет под собой ни экономического обоснования, ни анализа социальных проблем с эмпирически обоснованными рекомендациями по их решению.

Впрочем, представляется, что термин «опережающее развитие» тем не менее постепенно начинает занимать место в словаре белорусского политического класса. Так, говоря о подписанном накануне Нового года Декрете о развитии цифровой экономики, Александр Лукашенко подчеркнул: «Этот декрет наряду с пакетом принятых решений для бизнеса должен позволить Беларуси стать на путь опережающего развития». [13]

Однако, пока белорусские чиновники мечтают об опережающем развитии на уровне отдельных районов и страны в целом, независимые эксперты предупреждают, что без решительных структурных реформ Беларусь обречена на отставание по экономическому росту от большинства стран Восточной и Центральной Европы. [14]


[1] «О преобразовании Оршанского района в зону опережающего развития» http://www.belta.by/comments/view/o-preobrazovanii-orshanskogo-rajona-v-territoriju-operezhajuschego-razvitija-5898/2

[2] «Лукашенко: Барань, Болобасово и Орша должны быть подняты из руин и пепла в кратчайшие сроки» https://news.tut.by/economics/540518.html

[3] «Воскрешение одного завода» https://www.sb.by/articles/voskreshenie-odnogo-zavoda.html

[4] «Таких массовых протестов Орша не видела с 1991 года»https://gazetaby.com/cont/art.php?sn_nid=123822

[5] «Болезненному Пеньковскому нашли замену. Новым председателем Оршанского райисполкома стал помощник президента» https://news.tut.by/economics/554703.html

[6] «Правительство готовит план первоочередных мер по развитию Оршанского района http://www.belta.by/regions/view/pravitelstvo-gotovit-plan-pervoocherednyh-mer-po-razvitiju-orshanskogo-rajona-248902-2017/

[7] «После критики Лукашенко на модернизацию почти банкрота хотят направить 63 млн долларов» https://news.tut.by/economics/542689.htmlhttps://news.tut.by/economics/542689.html

[8] «Более Br48 млн будет направлено на модернизацию Оршанского инструментального завода»

http://www.belta.by/newscompany/view/bolee-br48-mln-budet-napravleno-na-modernizatsiju-orshanskogo-instrumentalnogo-zavoda-275521-2017/

[9] «Территории опережающего развития: зачем и кому они нужны» https://zakon.ru/blog/2015/1/20/territorii_operezhayushhego_razvitiya_zachem_i_komu_oni_nuzhny

[10] Васютинский И.Ю., Рязанцева М.В., Якушова Е. С. Стратегическое управление специальными экономическими зонами на основе рейтинга эффективности // Гуманитарные, социально–экономические и общественные науки. — 2014. — № 3. — C. 262–266.

[11] «Анализ особенностей правового статуса территорий опережающего развития» https://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=7232

[12] «Территории с опережением: в России первый год действует закон о новых экономических зонах» https://pravo.ru/review/view/127996/

[13] Лукашенко подписал декрет «О развитии цифровой экономики» http://www.belta.by/president/view/lukashenko-podpisal-dekret-o-razvitii-tsifrovoj-ekonomiki-281741-201

[14] «Экономист: богатые страны продолжат от нас убегать»http://www.zautra.by/art.php?sn_nid=26823