В ожиданииXIX съезда Коммунистической партии Китая было немало рассуждений относительно того, кто будет введен в состав Постоянного Комитета Политбюро ЦК КПК и, таким образом, можно определить будущих преемников Си Цзиньпиня и Ли Кэцяна — правящего тандема Китая. Передача власти в Китае по заданной схеме от поколения к поколению должна быть подготовлено заранее в середине каденции правящих лидеров. Но не в этот раз.

Что пошло не так? Осенью прошлого года во время очередного Пленума ЦК КПК были внесены изменения в Устав партии о том, что Си Цзинпинь является «ядром партии». Такого почетного титула в свое время, кроме Мао Цзедуна, были удостоены Дэн Сяопин — отец китайских реформ. Параллельно все наблюдатели живо обсуждали масштабную антикоррупционную кампанию, развернутую в Китае.

Мысли Си. Идеологические перемены?

Задолго до съезда была издана работа Председателя КНР — Мысли Си. Тот, кто мало знаком с китайской спецификой, может и не представлять, насколько амбициозно звучит такое название. Подобную идеологическую смелость в Китае проявлял только Великий Кормчий Мао. Именно эта работа стала основанием для новой идеологии КПК, которая была внесена в Устав партии как «идеи Си Цзиньпиня о социализме с китайской спецификой для новой эры». Теперь все китаисты, а также весь китайский народ должны произносить название новой идеологической доктрины именно таким образом. Известный российский специалист А. Габуев назвал подобный политико-идеологический процесс «сицзиньпинизацией».

Итак, если ранее мы говорили о маоизме, то теперь надо готовится к широкому использованию термина «сицзиньпинизация». Что на самом деле он означает?

Во-первых, Новый Кормчий обозначил несколько задач — борьба с бедностью и голодом (3,3% населения плюс те, кто недоедает, — 9%), поставить Китай в центр международных отношений, а также в центр мирового потребления.

Во-вторых, проведение структурных реформ растянется на 10 лет, а это значит, что до 2028 года Си останется Генеральным секретарем партии и Главой Центрального Военного Совета. Пост Председателя КНР он передаст в иные руки в 2022 г.

В-третьих, больше рынка и меньше демократии. В стране последние два-три года идет активная чистка не только в рядах партии, а также продолжается наступление на гражданские общественные организации и активистов.

Все указанные тренды свидетельствуют только об одном — усилении авторитарного начала китайской политической системы, которая до сих пор представляла коллегиальное партийное правление, еще со времен Дэн Сяопина. И самое главное: отказа от идей социализма не только не произошло, акцент на нем был значительно усилен. Все это может выглядеть как анахронизм, но не в преддверии 100-летнего юбилея Великого Октября! Кстати об Октябре. Для китайской партийной элиты упоминания о причинах краха КПСС и крушения СССР являются характерными. И в Докладе Си об этом также говорится. Основная версия такова: отсутствие воли к обновлению и сохранению стало причиной крушения «величайшей коммунистической партии». Из чего делаются выводы во всех знаковых выступлениях партийных лидеров Китая.

Борьба с коррупцией — старая песня о главном

За всем эти победоносным шествием Си стоит кампания с борьбы с «излишествами» и «нарушителями дисциплины». Таковых насчитывается 1 млн 340 тысяч коммунистов из 79 млн армии КПК. За решетку на сегодняшний день посажено 278 тысяч членов партии, 440 высоких чиновников рангом не ниже зам. министра, 35 членов и кандидатов в члены ЦК КПК, в том числе и 1 член Постоянного Комитета Политбюро. Таких масштабных чисток в партии не было со времен Культурной революции. На съезде было объявлено, что был раскрыт заговор в рядах партии. Также было арестовано 60 генералов НОАК включая Замглавы ЦВС. Роль китайского Берии выполнил Ван Цишань, первый сподвижник и ближайший друг Си. Ван был главой Центрального Комитета по партийной Дисциплине, органа, обладающего колоссальными внеконституционными полномочиями, включая похищения и досудебные допросы, в результате которых многие члены партии уходили со своих должностей, сдавали партбилеты и становились фигурантами уголовных дел.

Целью антикоррупционной кампании было сломать систему двух кланов в партии — комсомольцев и шанхайцев, которая была основой внутрипартийной борьбы с 1980-х гг. Фактически к съезду цель была достигнута, о чем говорит и новый состав Постоянного Комитета Политбюро. В нем из пяти членов, кроме Си и Ли, трое лично преданны Председателю, а двое представляют остатки старой системы. Но, как и отмечают все наблюдатели, ни один из них не способен оказывать противодействие Си и не может претендовать на позицию преемника, так как они все 1950-х гг. рождения, а преемник должен быть на 10 лет младше. Впрочем, раз был нарушен баланс и правила подбора, то в будущем Си не застрахован от полного нарушения партийного кодекса. Но это уже будет другая игра.

Один Пояс — Один Путь. Китаецентричная модель мира

Ван Хунин — новый член Постоянного Комитета Политбюро ЦК КПК, профессор и в прошлом декан Фуданьского Университета. Он известен тем, что мог концептуально оформить идеологическую специфику правления всех последних трех руководителей Китая. И вот, наконец его труды были оценены по достоинству. Но это не просто поощрение, а скорее продвижение фигуры, которая теперь лично отвечает за инициативу «Один Пояс — Один Путь»: помимо прочего, он возглавляет малую рабочую группу по ОПОП. Система малых рабочих групп была создана для параллельного управления реформами в противовес главе Госсовета Ли Кецяну — второму руководителю Китая, который был выдвиженцем еще Ху Цзинтао и принадлежит к клану комсомольцев. Ван Хунин поднявшись до топ-уровня партии, будет и дальше курировать реализацию инициативы. Поэтому всему внешнему миру все больше придется обращать внимания на него. Но, пожалуй, самой важной фигурой в отношениях с ЕАЭС будет Ли Чженьшу — третье лицо в партии, друг Си, который сопровождает стратегическое партнерство с Россией. Именно о нем сегодня пишут, как о самом влиятельном друге Си все СМИ.

О будущем Си

Прогноз относительно продления срока пребывания у власти председателя Си фактически сбывается. Сегодня понятно, что в 2022 г. лишь позиция Председателя КНР будет передана в иные руки и, скорее всего, это будет абсолютно преданный человек Си. Сам Син Цзиньпинь останется Генсеком и главой ЦВС до 2028 г. Он поставил себе две цели. Первая — завершить реформу Вооруженных Сил и перестроить систему их управления. Заявленный рубеж в 2020 г, видимо, будет отодвинут. Вторая цель — структурные реформы управления. Что это будет, пока неясно, но ясно, что для реформ была сконцентрирована власть в одних руках. Рост авторитаризма, являясь неким побочным эффектом, на самом деле может стать миной замедленного действия. Дисбаланс в партии может породить новые виды фронды.