В белорусских колледжах и университетах начался новый учебный год. В 2018 г. бюджетников ждет стопроцентное распределение даже при наличии свободного диплома. Об этом распорядился 1 июня 2017 г., за неделю до выпускных экзаменов, заместитель премьер-министра В. И. Жарко.

Изменения массово затронут выпускников в следующем году, так как согласно положению о распределении, место распределения должно быть известно как минимум за два месяца до выпуска. Поэтому тем, кто успел выпуститься в 2017 г., повезло. Требование стопроцентного распределения будет только тормозить Болонский процесс, к которому Беларусь присоединилась 14 мая 2015 г. Выполнено чуть более 10% требований Дорожной карты реформирования высшего образования Беларуси. Согласно этому документу, необходимо ослабить систему распределения, оставив ее лишь для направлений и специальностей, где действительно существует национальный интерес и дефицит кадров. Система распределения для всех студентов бюджетной формы создает искусственный спрос на специалистов и должна быть отменена.

Правительство, Министерство образования и университеты демонстрируют навязчивую заботу о студентах, когда патернализм выдается за социальные гарантии, льготы и шанс попасть в башню из слоновой кости — Парк высоких технологий. Студенты платных отделений также смогут распределиться на добровольной основе. Если человек работает по распределению — его не могут уволить. Но такое закрепление за первым местом работы ограничивает право на свободу передвижения, смену работодателя и иммиграцию. Запрет на выезд за границу действует с начала учебы в университете. Мобильность студентов ограничена лишь одобренными администрацией белорусских университетов или Министерством образования конференциями и научными проектами. Сколько существует распределение студентов, столько его будут критиковать как пережиток Советского союза и проявление принуждения по отношению к студентам. Гораздо более серьезная проблема в Беларуси — это исключение студентов за общественную деятельность.

Начиная с 2015 г. репрессии со стороны администрации коснулись студентов БГУ, причем сразу нескольких — с истфака, а также БГПУ, Брестского государственного университета, Могилевского государственного университета и Минского государственного политехнического колледжа. Исключили Петра Маркелова, Дарью Якуш, Глеба Вайкуля, Юрия Лукашевича, Кристиана Шинкевича, Артема Ковалева, Елену Кисель, Анастасию Пилюгину, Елену Денищиц, Вячеслава Панасюка, Марию Рабкову, Игоря Нелиповича и Николая Логвинова. Этот список далеко не полный, так как после протестов в феврале–марте 2017 г. среди сотен задержанных было множество студентов, которых арестовывали, а потом исключали либо подвергали жесткому прессингу. Среди распространенных форм давления студенты называют угрозу пересдач и отчисления, вызов на личную профилактическую беседу с администрацией, беседу администрации с учебной группой, изменение расписания занятий и работы общежитий, давление через старосту группы, постоянные проверки посещаемости и вынесение выговоров.

Администрация университетов всегда найдет повод для отчисления «неуспешных» студентов, например, пропуски занятий, несдачи экзаменов и зачетов или административные правонарушения. Однако строгие университетские правила все чаще используют, чтобы «отсеять» студентов, поддерживающих оппозицию и критикующих систему образования, как например блогершу и волонтерку Анастасию Пилюгину или студенческого активиста Кристиана Шинкевича. Многие студенты с аналогичной посещаемостью и худшей успеваемостью продолжают учиться.

В БГУ, который так дорожит международным рейтингом, в 2016 г. были введены платные пересдачи зачетов и экзаменов, и академическое давление имеет конкретную денежную форму. Пересдать экзамен и зачет у профессора можно за BYN5,30 и BYN3,70, а у доцента — за BYN 5 и BYN 3,50. Дороже всего обойдется пересдача магистерской диссертации, при этом ее может принимать даже специалист без ученой степени — за BYN337. Для иностранных студентов эти расценки вдвое выше. Такой практики нет нигде в Западной Европе и странах СНГ. Стипендия остается ниже минимального прожиточного минимума.

Отчисленные студенты требуют восстановления и организовали кампанию, к которой присоединились представители правозащитных и студенческих организаций, а также представитель Болонского комитета. Юрий Лукашевич, которого отчислили с истфака БГУ за протесты в Куропатах, и Кристиан Шинкевич, отчисленный с факультета естествознания БГПУ за участие в марше 26 марта, пытались восстановиться через суд, однако оба иска проиграны. 9 июня 2017 г. Петр Маркелов обратился с петицией к министру образования и лидеру Коммунистической партии Беларуси Игорю Карпенко и ректорам 5 ВУЗов страны с призывом прекратить отчисления студентов, гарантировать академические свободы и восстановить отчисленных студентов.

26 июня 2017 г. в Минске отчисленные студенты выступали на конференции «Подать репрессиям урок: академические свободы в Беларуси». Представители студенческих и правозащитных организаций подписали обращение к иностранным партнерам белорусских университетов с предложением пересмотреть политику финансирования администраций тех учебных заведений, которые отчисляли студентов. Факты о репрессиях в белорусских университетах давно известны международному академическому сообществу. Созданная при поддержке правительства Польши в 2006 г. программа Калиновского, которая была заморожена на год, снова начала принимать белорусских студентов, отчисленных по политическим причинам. Студенты-активисты, которые оказались никому не нужны на родине и превратились в студентов-беженцев, могут поступить в университеты Польши. Программа финансируется из государственного бюджета — в 2008 г. министр иностранных дел Польши выделил на ее реализацию более EUR1,2 млн.

Состояние академических свобод и прав студентов в Беларуси не изменится без развития студенческого самоуправления. Учебные программы должны проектироваться с учетом современных требований: не работа ради работы, а для достижения устойчивого результата. С одной стороны, университеты прямо или косвенно получают деньги ЕС, с другой стороны, начиная с 2015 г. происходит систематическое отчисление политически и социально активных студентов, поэтому цели, на которые выделяются деньги, остаются не реализованы. Большая часть бюджетных средств уходит на поддержание про-государственных организаций БРСМ и «Белая Русь».

Студенческие активисты считают, что контроль со стороны администрации университетов нужно отменить. Партнеры из ЕС, поддерживающие Болонский процесс в белорусской системе образования, должны непосредственно сотрудничать со студентами и студентками, и представителями академического сообщества.