Прежде чем начать медийный обзор состоявшейся в Гаване XIV Конференция глав государств и правительств Движения неприсоединения (ДН) вспомним немного новейшую историю с помощью «Деловой газеты. БДГ».

Итак, данная структура является крупнейшей по количеству участников общеполитической организацией в мире после ООН: она объединяет 116 (по некоторым данным 118) стран Азии, Африки, Латинской Америки и, формально говоря, Европы. Формально потому, что «старый континент» представляет там всего лишь одна страна — Республика Беларусь.

Движение было создано в сентябре 1961 года при активном участии таких известных политических фигур того времени, как Иосип Броз Тито, Джавахарлал Неру, Сукарно и Гамаль Абдель Насер для поиска какого-то третьего пути развития, некапиталистического и несоциалистического.

В начале 80-х годов в организации начался серьезный кризис идентичности. Некоторые участники, например, Иран и Ирак, вступили в вооруженные конфликты друг с другом, другие негласно связали свою политику с США или СССР. После ликвидации восточного блока и распада Советского Союза Движение утратило свой первоначальный смысл. Тогда оно попыталось переориентироваться на решение экономических проблем, но, по статистике, более 60 процентов жителей входящих в него стран живет в глубокой нищете, поэтому очевидно, что добиться успеха на данном направлении ему также не удалось.

Подать в 1998 году заявку на вступление белорусское внешнеполитическое ведомство побудили две причины. Во-первых, после ноябрьского референдума 1996 года страна оказалась в глубокой международной изоляции, особенно со стороны ведущих европейских организаций, поэтому любое признание со стороны мирового сообщества рассматривалось тогда как некий «прорыв блокады». Кроме того, в то время Республика Беларусь в очередной раз претендовала на место непостоянного члена Совета Безопасности ООН, и расчет был сделан на поддержку многочисленных членов Движения. Увы, он не оправдался: на выборах за Беларусь было подано лишь чуть более 50 голосов…

Виртуальная газета «Белорусские новости» отмечает, что движение неприсоединения, в странах которого сконцентрировано 51% населения планеты, 46% обрабатываемых земель и 86% мировых запасов нефти, в течение 90-х годов прошлого века переживало глубокий системный кризис, связанный с возникновением однополярного мирового устройства и глобальными переменами на международной политической арене. Некоторые государства, такие как Аргентина, вышли из Движения, другие, как Югославия, исчезли с карт планеты.

«Независимая газета» пишет, что «ось зла» приблизилась к Америке.

«Хартия -97» сообщила, что министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов вылетел в Гавану в первой половине дня 11 сентября.

Конференция Движения неприсоединения в кубинской столице открылась предварительным заседанием на уровне ответственных должностных лиц, которые в течение двух дней провели переговоры в экономическом и политическом комитете. 13–14 сентября конференция продолжилась на уровне министров иностранных дел.

На что там рассчитывали белорусские дипломаты рассказал сам министр иностранных дел Беларуси С. Мартынов. Интернет-портал Телеграф передает слова министра: «при помощи наших коллег и друзей по Движению неприсоединения мы могли успешно отклонять антибелорусские попытки продвинуть в ООН резолюции, не соответствующие нашим интересам».

Кроме того, данный источник отмечает, что Исландия и Канада отказали в воздушном коридоре самолету президента Беларуси. На этом же моменте более подробно акцентирует внимание имеющая в текущем году только виртуальный вид «Салідарнасць». «Оптимальным выглядел маршрут через воздушное пространство Исландии и Канады. В этом случае перелет был бы беспосадочным. Однако упомянутые страны не дали разрешения на пролет президентского самолета над своей территорией, поскольку Лукашенко объявлен невъездным в ЕС, США и еще ряд государств. Поэтому до Гаваны белорусскому руководителю пришлось добираться „обходными путями“ — через Африку. Этот маршрут оказался значительно более длинным. В результате президентский „Боинг“ вынужден был садиться для дозаправки в одном из южноафриканских аэропортов. И только после этого он взял курс на Кубу».

Радио «Свабода» задается вопросом о том, сумел ли Лукашенко реализовать в Гаване свои политические амбиции и делает отрицательный вывод, ибо желающих сделать нечто подобное там и без него было немало. Хотя в столицу Кубы и приехала только половина лидеров государств, «солировали» на конференции президенты Ирана, Венесуэлы и Боливии.

В подтверждение этого вывода сошлемся на «Известия», которые сообщают, что

«Штаб-квартиру ООН необходимо перенести из Нью-Йорка в столицу другого государства», — отметил президент Венесуэлы Уго Чавес. В качестве возможных кандидатур он назвал Гавану, Каракас, Стокгольм или «любую другую страну мира».

Чавес выступил с резкой критикой в адрес властей США, которые отказали в визах медицинскому персоналу и сотрудникам службы безопасности, которые должны были сопровождать венесуэльского лидера в его предстоящей поездке в Нью-Йорк. Там он собирается принять участие в 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Президент Венесуэлы отметил, что решение США «идет вразрез с существующими правилами и международными соглашениями».

Отечественное ОНТ считает, что событием дня стали выступление генерального секретаря ООН Кофи Аннана и речь президента Беларуси Александра Лукашенко. Информационный портал TUT.BY цитирует президента: «Беларусь, как и все страны-участницы Движения неприсоединения, заинтересована в построении справедливого миропорядка. Наш народ, понесший наибольшие потери во Второй мировой войне, как никто другой в Европе активно выступает за упразднение разделительных линий, против расширения военных блоков, за мирное сосуществование стран и народов… Вы можете быть уверены в том, что Беларусь свято привержена принципам нашего Движения. Мы — ваша опора в Старом Свете, в Европе».

Констатируем вместе с Утро.ru, что Александр Лукашенко встретился в Гаване с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Накануне Ахмадинеджад заявил, что готов к диалогу с Западом по вопросу о ядерной программе Ирана. Иранский президент, однако, выразил сомнение в том, что против его страны будут введены санкции ООН — за отказ прекратить работы по обогащению урана.

Одной из главных интриг саммита было возможное выступление на нем Фиделя Кастро, но его так и не произошло. Место брата занял Рауль, который руководит кубинскими вооруженными силами, а сейчас и всей страной. Именно он, как пишет Лента.ru, выступил на встрече группы стран, развивающих сотрудничество по линии Юг-Юг, известной как G-15. В эту группу входят в настоящее время 18 стран, в том числе Индия, Индонезия, Венесуэла и Иран. «У наших стран нет другого выбора, мы должны объединяться», — заявил Рауль Кастро. «Мы должны бороться за лучший и более справедливый мир».

Именно он встретился и с главой нашего государства. Государственное информационное агентство БЕЛТА сухо сообщает: «Вопросы развития двустороннего сотрудничества, а также взаимодействия в рамках Движения неприсоединения обсуждали в Гаване президент Беларуси Александр Лукашенко и исполняющий обязанности руководителя Кубы Рауль Кастро. Рауль Кастро отметил, что Движение неприсоединения сталкивается со многими проблемами в связи с тем, что это большая, многочисленная организация. Вместе с тем он выразил уверенность, что эти проблемы преодолимы».

ВГТРК подводит итоги гаванской конференции и отмечает, что основной темой стала необходимость строительства многополярного мира, основанного на принципе равенства. Немало критики было в адрес американской внешней политики.

Движение неприсоединения движется влево, к опустевшему месту советского блока.