В стране началась парламентская избирательная кампания. Во всем мире именно партии являются главными субъектами политики, основными участниками избирательных кампаний. И только у нас все иначе.

Влияние политических партий на нынешнюю общественную жизнь Беларуси незначительно. Для большинства партий характерны малочисленность, аморфность организационной структуры. Они не пользуются популярностью среди населения. Рейтинг политических партий в Беларуси сегодня — «ниже колена». Даже меньше, чем у милиции.

А. Лукашенко, выступая на 5-м Всебелорусском народном собрании заявил: «Партии у нас не сформированы — надо опираться на то, что есть. На молодежные, ветеранские организации, на союз женщин, на наши профсоюзы. Надо их использоваться для того, чтобы решать те проблемы, которые решала когда-то коммунистическая партия. Пока не сформировался „партийный рынок“ — надо партии заменить действующими организациями, которые ратуют за суверенитет и развитие нашей страны».

Мнение главы государства отражает весьма распространенную точку зрения. Партии не ругает сегодня разве что ленивый. Государственные и негосударственные СМИ обвиняют партии и их лидеров во всех смертных грехах. Они, мол, оторвались от народа, не хотят идти к людям, варятся в собственном соку и т. д.

Главный лейтмотив этой антипартийной пропаганды состоит в том, что в своем нынешнем горестном положении виноваты сами партии,причины их слабости объясняются главным образом их собственными просчетами в деятельности. И если бы они вели себя по-другому, не ленились идти «в народ», то и их роль в обществе сразу же возросла бы. Эти мифы носят устойчивый характер, их изо дня в день распространяют посредством СМИ лидеры общественного мнения.

На наш взгляд, в действительности фундаментальные причины слабости политических партий Беларуси состоят совсем в другом. В стране отсутствуют условия, необходимые для функционирования партий. Иначе говоря, нынешняя слабость партий — очень важный признак, достаточно точно отражающий сущность политической системы.

Прежде всего, Беларусь представляет собой нереформированное посттоталитарное общество. Его самоорганизация находится в зачаточном состоянии. Элементы общественного самоуправления только зарождаются в условиях сильного противодействия со стороны государства. В стране отсутствует полноценная социальная база для формирования партий и групп интересов. В обществе, где около 70% собственности принадлежит государству, население не структурировано и, значит, не дифференцировано в социально-политическом плане. Социальные слои и группы со своими специфическими интересами только начинают складываться. Большинство населения не своих политических интересов и руководствуется преимущественно инстинктами и идеологическими пристрастиями.

Второй причиной слабости партий является отсутствие в Беларуси публичной политики, т. е. борьбы различных общественных сил за влияние на принятие политических решений. В стране отсутствует механизм реальной политической конкуренции. Если обратиться к истории, то возникновение политических партий было порождено появлением двух общественных институтов: парламента и выборов. Только в рамках существования представительных органов власти и демократических выборов партии могут нормально функционировать и выполнять отведенную им роль в обществе. При отсутствии этих условий партии перестают играть роль инструмента политического представительства и влияния на принятие властных решений, оказываются на периферии общественной жизни, превращаются в маргинальные структуры. Именно в таком положении оказались белорусские партии, поскольку у нас нет ни реальных представительных институтов, ни выборов. Есть лишь их суррогаты.

Государство активно противодействует развитию партийной системы и гражданского общества. Необходимо подчеркнуть, что белорусские власти упорно сопротивляются введению пропорциональной избирательной системы, в рамках которой голосование происходит за партийные списки. Такая система действует во всех соседних странах. В результате там роль политических партий резко возросла. Именно этого и не хочет наше политическое руководство. Власти искусственно создают разнообразные препятствия для деятельности партий. Уже 16 лет не регистрируются новые партии.

В результате все партии вытолкнуты из легальной политической борьбы и превратились в политические клубы. Причем, на что важно обратить внимание, в таком положении оказались как оппозиционные партии, так и проправительственные. Показательно и то, что сейчас в Палате представителей вообще нет фракций — ни партийных, ни внепартийных. Власти заблокировали основные каналы коммуникации между партийными организациями и населением. Оппозиционные структуры загнаны в своеобразные гетто, в которых они вынуждены вариться в собственном соку. Поэтому можно скорее только удивляться, что партии все еще существуют. Ибо в созданной в стране политической системе они давно стали лишним звеном.

В ходе избирательных кампаний политические партии вытесняются на периферию. Основным субъектом политики у нас остаются организации, созданные властями (о чем говорил А. Лукашенко на Всебелорусском народном собрании), неорганизованные группы граждан (сбор подписей) и — в замаскированном виде — трудовые коллективы, которые жестко управляются властной вертикалью.

Лидеры партий говорят, что они используют выборы для расширения числа своих сторонников, для продвижения своих программ. Однако за многие годы приверженцев и популярности у них не прибавилось. Смысл участия партий в избирательных кампаниях состоит в самовыживании, тренинге, демонстрации избирателям своего присутствия в политическом пространстве. Ибо тех, кто не участвует в избирательных кампаниях, попросту не существует.

Наример, имеется партия КХП-БНФ имени Зенона Позняка. Она бойкотирует все выборы. В итоге эта политическая партия превратилась лишь в общественную организацию по сохранению и увековечиванию мемориала «Куропаты». Важная миссия, но это — не функция политической партии.

Таким образом, без трансформации существующей политической системы нынешнее маргинальное положение партий в обществе изменить невозможно. Только воссоздание условий для публичной политики, восстановление полноценного парламента и демократических выборов может вернуть партии в системную политику. А укрепление партий, восстановление их дееспособности станет важным фактором демократизации общества и государства.