После старта Евразийского экономического союза (ЕАЭС) прошел год, однако привлекательность этого проекта за последний год заметно снизилась. Прежде всего, у стран ЕАЭС в 2015 году заметно сократился экспорт в Россию из-за кризиса в этой стране. Общее экономическое пространство не помогло ни одной стране, за исключением Кыргызстана, сохранить объемы торговли с крупнейшим партнером по союзу — Россией.

В прошлом году экспорт товаров на российский рынок трех крупнейших стран-участниц ЕАЭС заметно упал: у Беларуси падение продаж на российском рынке составило 31,5%, у Армении — 45,1%, у Казахстана — 32,6%. Лишь Кыргызстану удалось увеличить свой экспорт на российский рынок на 5,7%. Заметное падение экспорта в евразийской «пятерке» обусловлено сокращением покупательной способности россиян, обвалом рубля вслед за стремительным падением мировых цен на нефть, что подстегнуло глубокий экономический кризис в России.

ЕАЭС и внутренние границы

В свою очередь, введение Москвой продовольственных контрсанкций в отношении стран Евросоюза, а также выход России из соглашения о зоне свободной торговли с Украиной привели к фактическому возвращению таможенного контроля на границе между Россией и Беларусью.

С 1 января 2015 года транзит грузов из Украины в Казахстан по территории России возможен только через белорусско-российскую границу. При этом правительство России определило разрешенные для украинских грузов пункты пропуска: автомобильный КПП «Красное» на трассе М1, железнодорожный «Смоленск-Сортировочная» на белорусско-российской границе и некоторые другие. Обязательным условием транзита стало пломбирование грузовых отсеков транспортных средств, в том числе функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Водители теперь обязаны на белорусско-российской границе получить учетные талоны, а на российско-казахстанской — сдавать их. Если пломба оказалась нарушенной, то учетные талоны считаются недействительными.

Но, вероятно, речь идет не только о казахском транзите. Похоже, что таким же образом через белорусско-российскую границу теперь будут осуществляться поставки украинской продукции в Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и даже в западные регионы Китая. Для ЕАЭС, где внутренние границы должны были давно исчезнуть, появление пунктов пропуска выглядит нонсенсом.

Обратим также внимание, что вместе с девальвацией российского рубля девальвировался и экономический эффект интеграционного проекта для Беларуси. Прежде всего, не оправдались белорусские ожидания на получение экспортной пошлины на нефтепродукты в объеме 2,5 млрд USD: в 2015 году было получено лишь около 1 млрд USD.

Стало также очевидно, что Россия после подписания и ратификации соглашения по ЕАЭС предоставлять дополнительные бонусы Беларуси не намерена. В частности, белорусским переговорщикам пока так и не удалось выторговать на 2016 год скидку к цене на газ (цена этого вопроса для Беларуси — около 250 млн USD в год), а также скорректировать в свою пользу цену российской нефти путем снижения премии российским нефтяникам и скидки за ухудшившееся качества нефти. Пожалуй, впервые за долгие годы белорусская сторона в энергетическом торге с РФ потерпела фиаско.

Наконец, Беларуси до сих пор не удалось получить кредит Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в размере 2 млрд USD (средства этого фонда более чем на 80% сформированы из российских ресурсов), хотя белорусский Минфин «при оптимистичном варианте развития событий» рассчитывал получить этот кредит еще до конца 2015 года.

Соглашение о ЗСТ с Украиной. Особое мнение

Не добившись отмены вступления в силу соглашения об ассоциации Украины с ЕС, Россия в одностороннем порядке приостановила с 1 января 2016 года действие Договора о зоне свободной торговли (2011 года) в отношении Украины. Этот шаг стал очередной попыткой Москвы «наказать» Киев за вступление в ассоциацию и зону свободной торговли с Евросоюзом. Одновременно в дополнение к прежним ограничениям Россия ввела эмбарго на ввоз украинских продуктов. Российские власти объясняют свои действия опасениями, что через Украину в ЕАЭС хлынет поток дешевых товаров из ЕС, помимо прочего якобы не соответствующих техрегламентам Евразийского союза. Хотя при необходимости Россия могли бы защитить своих производителей в рамках правил ВТО и ст. 37 Договора о ЕАЭС.

Беларусь не последовала примеру РФ и не стала выходить из ЗСТ с Украиной. Она сохраняет беспошлинную торговлю с Украиной благодаря соглашениям, подписанным в рамках СНГ. Пока существует СНГ, Беларусь может торговать с Украиной без пошлин. На фоне украинской евроинтеграции Москве, естественно, хотелось бы, чтобы СНГ максимально быстрее прекратила свое существованием. Однако в настоящее время в этом, кроме РФ, ни одна из стран Содружества не заинтересована.

Фактически Россия начала выталкивать Украину из СНГ еще в 2014 году, сразу после крена Украины в сторону Европы. Летом 2014 года Россия попыталась использовать СНГ для оказания политического давления на Украину. В июне 2014 года в Сочи на заседании совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) представители Беларуси, Казахстана и России обсуждали совместные меры по защите своих рынков от «последствий» украинского выбора. Однако принять совместный пакет защитных мер «тройка» не смогла: Беларусь и Казахстан не поддержали Россию в вопросе совместного введения импортных пошлин в отношении украинских товаров. «Белорусская сторона выступила резко против этого решения, мотивируя тем, что соглашение об ассоциации Украина еще не подписала, и мы не можем оценить, какие угрозы это несет для экономики стран Таможенного союза. Анализ последствий не рассматривался и в Коллегии Евразийской экономической комиссии. Таким образом, необходимости в срочном принятии этого решения нет», — заявил тогда член Совета ЕЭК от Беларуси Сергей Румас.

Для Беларуси сохранение ЗСТ с Украиной всегда было одной из приоритетных задач. Неслучайно министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей в августе 2015 года на совместном брифинге с главой МИД Украины Павлом Климкиным подчеркнул, что Украина и Беларусь должны найти взаимоприемлемые варианты торгово-экономического сотрудничества, невзирая на создание ЗСТ между Украиной и ЕС.

Поэтому неудивительно, что после подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС Беларусь вслед за Россией не стала закрывать свои границ для украинских товаров. Как заявлял А. Лукашенко, Беларусь должна оценить последствия этого решения для национальной экономики в течение полугода. «Мы приняли решение: в течение I квартала 2016 года ряд вопросов мы изучаем и рассматриваем, как поступить, прежде всего, Казахстану и Беларуси, чтобы поддержать нашу союзническую Россию», — отметил Лукашенко.

Беларусь балансирует

Беларусь не стала выходить из соглашения о зоне свободной торговли с Украиной в первую очередь, конечно же, из-за нежелания терять соседний крупнейший рынок. Рекордных 8 млрд USD товарооборот между Беларусью и Украиной достиг в 2012 году, после чего обозначился однозначный тренд на снижение. В 2013 году товарооборот снизился до 6,25 млрд USD, в 2014 году упал до 5, 778 млрд USD. Тем не менее, по объему товарооборота Украина в 2014 году оставалась вторым торговым партнером после России (в списке почти из 180 стран, с которыми вела торговлю).

Безусловно, львиную долю белорусского экспорта в Украину составляют нефтепродукты. К примеру, в 2014 году Беларусь увеличила объем валютной выручки от продажи своих нефтепродуктов на украинском рынке на 11,7% — до 3,183 млрд USD, при том, что весь белорусский экспорт в Украину составил 4,089 млрд USD. По данным Государственной налоговой службы Украины, по итогам 2015 года Украина закупила в Беларуси автомобильного топлива более чем на 1,733 млрд USD (весь объем импорта автомобильного топлива в Украине составил 3,857 млрд USD).

Украина для Беларуси — это не только емкий и по-прежнему важный рынок для экспорта белорусских нефтепродуктов, но и выгодный транзитный коридор. Сегодня более 12% грузов в портах Украины — белорусские.

Тем не менее, 2015 год стал рекордным по уровню падения взаимной торговли между Беларусью и Украиной. В первом полугодии поставки белорусской продукции на украинский рынок снизились на 40%, а взаимный товарооборот упал на 47%. Падение товарооборота обусловлено рядом причин. Хотя Беларусь и отказалась вводить пошлины на украинские товары по российскому сценарию, она, тем не менее, неоднократно пыталась закрыть свой рынок для наиболее конкурентных украинских позиций нетарифными методами — в частности путем лицензирование импорта пива и кондитерских изделий. Киев в ответ пригрозил ввести спецпошлины не только на белорусское пиво, кондитерские изделия, но и все ключевые позиции белорусского экспорта в Украину (молочные продукты, шины, электрические лампы, удобрения и холодильники). В итоге белорусской стороне пришлось пойти на попятную.

В прошлом году стороны вновь заявили о намерениях ограничить взаимные поставки продукции, но потом давали отбой. В частности, по итогам состоявшегося в Минске 28 декабря 2015 года заседания белорусско-украинской рабочей группы по вопросам взаимной торговли Киев, как сообщила пресс-служба посольства Украины в Беларуси, отказался от намерения ввести с 20 января 2016 года специальную пошлину в размере 39,2% на ряд экспортируемых на Украину белорусских товаров. В свою очередь Беларусь пообещала отказаться от торговых ограничений в отношении украинской продукции, вызванных тем, что с января 2016 года Украина вошла в зону свободной торговли с ЕС.

Список ряда белорусских товаров, на которые Украина планировала ввести спецпошлину в размере 39,2%, был опубликован 25 ноября 2015 года Межведомственной комиссией по международной торговле Украины (МКМТ). Украинская сторона тогда сообщала, что решение МКМТ о пошлинах было спровоцировано августовским постановлением № 666 совета министров Беларуси об обязательной санитарно-гигиенической сертификации импортных товаров, в число которых входила и продукция Украины. Теперь в официальных сообщениях МИД Украины и Беларуси говорится, что обе стороны «согласовали алгоритм действий по снятию ограничительных мер во взаимной торговле».

По информации посольства Украины в Беларуси, Минск был также проинформирован, что 26 декабря 2015 года президент Украины подписал закон «О мерах по стимулированию внешнеэкономической деятельности», в соответствии с которым с 1 января 2016 года отменяется дополнительный импортный сбор, применявшийся в том числе и к белорусской продукции. Напомним, Верховная рада Украины с 25 февраля 2015 года в пакете бюджетных реформ приняла закон, предполагающий введение импортной пошлины: на товары продовольственной группы — 10%, на промышленные товары — 5%, предположительно, на год, для стабилизации платежного баланса и увеличения бюджетных доходов.

Таким образом, отмена дополнительного импортного сбора позволит снять действующие тарифные барьеры по доступу белорусской продукции на украинский рынок и создаст предпосылки для увеличения объемов экспорта из Украины в Беларусь. Можно предположить, что приостановка Украиной до 1 мая 2016 года введения специальной пошлины в размере 39,2% на импорт ряда белорусских товаров означает своего рода «страховку» для Украины на случай, если белорусская сторона захочет установить барьеры на пути украинской продукции или выйти из соглашения о ЗСТ с Украиной.

Для справки

Экспорт украинской продукции в Россию в долларовом выражении за 2014 год сократился на 32%, а за 9 месяцев 2015 года — еще на 50%. Российский экспорт в Украину снизился, соответственно, на 29% и на 50%. На Украину приходится всего 4,2% ввозимого в Россию мяса, 3,7% — фруктов, остальной продукции — менее 1%.