Основные направления стратегии А. Лукашенко были озвучены им в послании к депутатам Национального собрания 29 апреля 2015 г. и претерпели очень незначительные изменения за 4 месяца, прошедшие с момента этого судьбоносного выступления. В совокупности я предлагаю их назвать «гибридной политикой». Последняя базируется на сохранении всех базовых компонентов белорусской модели (слегка модернизированного государственного социализма) и предполагает, что Россия, как и прежде, будет всецело поддерживать своего главного союзника в регионе. Взамен Беларусь согласна «всегда быть рядом со своим главным стратегическим союзником — Россией… Вы должны знать, если, не дай Бог, что случится, Беларусь будет плечом к плечу с Россией. Это наш союзник» [1]. Термин «гибридная» акцентирует внимание на частичном совпадении данного курса с «гибридной войной», которую ведет руководство России с украинским народом. Это попытка максимально подстроиться под этот безумный курс главного внешнеполитического и оборонного партнёра Беларуси.

«Гибридная политика» имеет несколько важных составляющих. Начнем с культурной сферы и отношения президента к так называемому «русскому миру», в составе которого нашу страну очень хотело бы видеть российское высшее руководство. А. Лукашенко 29 апреля обнадеживал многих белорусов, заявив, что «русский мир — это не про нас. Знаете, часто говорят: слушай, ты чего, мы же русские люди. Это не означает, что мы россияне. Мы, белорусы и россияне — русские люди. Так у нас сложилось. Но об этом „русском мире“ хочу сказать открыто следующее. Беларусь была первой на постсоветском пространстве, которая придала русскому языку статус государственного наравне с белорусским. Мы высоко ценим великую русскую культуру и не отделяем ее от нашей, мы часть этой культуры. Мы ваши братья, мы всегда были вместе. Но позвольте нам иметь свою точку зрения и свои представления о мире. Нужно понимать это так — Беларусь суверенное независимое государство. С русским народом мы братья, но мы хотим жить в своей квартире в одном многоэтажном доме» [2].

Все перечисленные выше аргументы белорусского лидера звучали давно и успели набить оскомину. О том же самом он говорил и при Ельцине, и при Путине, и при Медведеве, и снова при Путине. Мир за эти годы серьезно изменился, не изменилась только вызывающая искреннее удивление белорусофобская позиция главы белорусского государства. Но, к несчастью для А. Лукашенко, его риторика перестала работать после начала украинского кризиса, когда В. Путин приступил к собиранию так называемых «русских земель» из всего постсоветского пространства, т. е. территорий, где количественно преобладает русскоязычное население. Беларусь всегда относилась к числу таких земель. Об этом откровенно говорил не один кремлевский политолог. Прекрасно написал о том же самом и вдумчивый политический аналитик Глеб Павловский, который предупредил А.Лукашенко о том, когда и как в российских государственных СМИ начнется кампания против него лично [3].

Вместо того, чтобы сделать упор в обращении к депутатам на отличительных чертах белорусского и русского народов, белорусской и русской культуры, которые носят объективный и глубокий исторический характер, здесь говорится о единстве. Единое в культурном плане пространство должна иметь и единую политическую крышу. В качестве таковой лучше всего подходит российское федеративное государство. Белорусское государство не в состоянии с ним конкурировать в качестве субъекта интеграции. Эта затея имеет очень опасный характер для маленькой Беларуси. В настоящее время А. Лукашенко не в состоянии обыграть В. Путина в интеграционных играх по целому ряду причин — и прежде всего, из-за несостоятельности белорусской экономической модели, которая не может существовать без внешней поддержки.

Это вынужден был признать глава белорусского государства 29 апреля, когда выделил причины кризиса, поразившего экономику страны. «Причины сложной ситуации в экономике очевидны — это санкции против главного партнёра Беларуси, падение цен на нефть, девальвация российского рубля, сужение российского рынка. Все это привело к естественному и резкому падению сбыта продукции на рынках ключевых партнёров Беларуси — России, Украины и Казахстана, всего постсоветского пространства. Нет продажи — нет выручки у предприятий. В итоге меньше валюты, налогов, денег в бюджете. Отсюда невозможность повышать зарплату, сокращается занятость людей. Это внешние факторы, нам неподвластные»[4].

С главным выводом президента трудно согласиться: неподвластными внешними факторами их можно было бы считать, если бы белорусское руководство несколько иначе расставляло бы акценты в своей внешнеэкономической деятельности. Но подписи А. Лукашенко стоят под договорами о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и союзного государства между Россией и Беларусью. Почему вместо соседних стран — Балтии и Польши, например, которые давно не переживают никаких кризисных явлений в экономике, — избрана Российская Федерация, с ее криминальным капитализмом, и далекий Казахстан?

Что касается европейских санкций против России, они тоже появились не с бухты-барахты, а вызваны агрессий главного стратегического союзника Беларуси против нашего южного соседа — Украины. Наверно В. Путин не делился с А. Лукашенко относительно своих агрессивных планов, поскольку «ну кто мог представить себе, что в соседней с нами Украине будут падать бомбы и рваться снаряды? Что в Европе снова запахнет великой войной, и градус напряженности между великими державами возрастет до уровня холодной войны. Наша заслуга в том, что Беларусь остается островком мира, спокойствия и порядка» [5]. Данный тезис проходит красной нитью через всю предвыборную агитацию, которую ведет А. Лукашенко и его команда перед новыми выборами 2015 г. Поэтому остановимся на нем подробнее.

Следует сделать важное уточнение: бомбы и снаряды были российского производства. Они падали на головы мирных жителей украинских городов и сел. Только после этого украинские вооруженные силы вынуждены были вмешаться. Их успех в борьбе с наголову превосходящим их агрессором вынудил его сесть за стол переговоров в Минске и заключить соглашение о прекращении огня. Таким образом, мир в Украине — это не заслуга российской дипломатии, тем более не белорусской, а результат целой серии поражений, которые российские специальные войска и их союзники из Донецка и Луганска понесли в войне с украинской регулярной армией и украинскими добровольцами. Независимость Беларуси — это отчасти тоже их заслуга. В настоящее время В.Путину все еще дороже аннексировать Беларусь, чем ее содержать.

Казалось бы, понимание такого положения вещей должно было привести белорусского лидера к фундаментальным переменам в его экономической и оборонной политике. Не тут то было. «Антикризисные» планы президента порой кажутся просто безумными. Оказывается, что «каждый просто должен заниматься своим делом и давать результат». Перепрофилирование неплатежеспособных производств — одно из ключевых направлений белорусской псевдо-реформы. «Необходимо создать такие условия, чтобы рядом с предприятием, которое закрывается создать новое, более перспективное, с новыми рабочими местами и более высокой оплатой труда». Необходимо сместить акцент контроля с текущей деятельности предприятия на конечные итоги — прибыль и рентабельность. Крупные предприятия и их руководство входит в кадровый реестр президента, «поэтому никто туда без согласия А. Лукашенко с наручниками и пистолетом не может входить и претензий предъявлять. Такие предприятия, как КГБ, МВД или прокуратура не имеют права контролировать их своими методами без согласия главы государства». Руководителям предприятий президент посоветовал не просить денег из бюджета, «потому что деньги в экономике есть, но многие предприятия омертвили их в своих складских запасах, долгостроях, дебиторской задолженности. Вот здесь нужно искать финансовые ресурсы»[6].

Хотелось бы сказать следующее: все это — признание главой государства глубоких проблем, которые переживает так называемая белорусская экономическая модель. Пути же их решения — это использование элементов командной экономики, а не глубокое рыночное реформирование народного хозяйства. То, от чего все наши соседи отказались еще в конце 1980-х — начале 1990-х годов, цветет буйным цветом в Республике Беларусь. Правда, в послании присутствует рыночная риторика. По указанию президента, правительство планирует пойти на некоторую экономическую либерализацию, но только с 2016 г, когда пройдут президентские выборы [7]. Неизбежные социальные издержки реформы, и вполне возможные массовые протесты, сопутствующие их проведению, отсрочены в нашей стране на один год.

Хотелось бы также побольше узнать о главном спонсоре проекта сохранения почти социалистической Беларуси на 25 году, минувшем после краха СССР. Безусловно, проект стоит колоссальных капиталовложений. Поскольку внутренних финансовых ресурсов в белорусской экономике нет, следовательно, президент рассчитывает на внешнего инвестора. Именно ему посвящена вся последняя часть послания А. Лукашенко, которая может рассматриваться в качестве основной части стратегии главы государства на выборах 2015 г.

Несмотря на то, что причины кризисных явлений в белорусской экономике, по мнению президента, носят внешний характер и связаны с проблемами в России, «сотрудничество с ней развивается поступательно и динамично. Белорусско-российские отношения в рамках Союзного государства находятся сегодня на качественно высоком уровне — том, который мы не достигли ни в каком другом интеграционном объединении. Создание совместной конкурентоспособной продукции путем объединения промышленного, финансового и маркетингового потенциала укрепит наши позиции на международных рынках и даст возможность успешно конкурировать с третьими странами. Россия на это готова пойти. Неотъемлемой частью нашей стратегии является дальнейшее наращивание взаимодействия с регионами Российской Федерализации» [8].

Говоря про участие Беларуси в ЕАЭС, глава государства дал отпор критикам такого участия, которые усматривают в нем угрозу независимости государства. «Мы исходим из того, что региональная экономическая интеграция является одним из ключевых факторов повышения устойчивости национальной экономики в условиях нестабильности международной экономической системы. Именно в таком ключе мы и строим свою деятельность в Евразийском экономическом союзе» [9]. Между тем главным фактором нестабильности для белорусской и целого ряда других экономик постсоветских стран стала именно Россия, которая угодила в глубокий кризис, выход из которого на горизонте пока не просматривается. Делая выбор в пользу России, Казахстана и Китая, темпы экономического роста которого тоже снизились в 2015 г., белорусский лидер обрекает восточноевропейское государство на технологическую отсталость, которую придется преодолевать будущим поколениям наших соотечественников.

Продолжением «гибридной политики» в сфере международных отношений и внешней политики стало демонстративное неучастие главы Беларуси в Рижском саммите программы ЕС в мае 2015 г. Президент Беларуси отказался провести важные переговоры с руководством целого ряда стран ЕС и лидерами восточноевропейских государств, которые входят в программу Восточное партнерство, несмотря на наличие личного приглашения, полученного им от президента Латвии. Более того, Беларусь отказалась подписать итоговую декларацию саммита из-за содержащегося в ней осуждения действий России по аннексии Крыма. Кроме Беларуси этот документ не подписала только Армения, что нанесло ущерб не только имиджу государства, но и целому ряду конкретных договоренностей между Беларусью и ЕС. Например, в силу «технических причин» не удалось парафировать соглашение об упрощении визового режима между Республикой Беларусь и Европейским Союзом [10].

В области оборонной политики новым шагом к установлению полной зависимости от России станет подписание с РФ соглашения о размещении на территории Беларуси российской авиабазы. Тем самым руководство России, как справедливо отмечает руководитель Белорусского центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий, «хочет втянуть нашу страну в холодную войну, которую ведет с Западом». Ведь в случае принятия данного решения, пустым звуком станут слова А. Лукашенко о том, что «он не допустит, того чтобы с территории Беларуси происходило вторжение войск третьих стран в Украину» [11].

В заключение несколько слов о лозунгах кампании А. Лукашенко. Хорошо известно, что острые экономические проблемы и скрытое недовольство населения вынудили президента отказаться от использовавшегося в течение трех предшествующих избирательных кампаний, лозунга «За сильную и процветающую Беларусь»! Теперь яркие плакаты с портретом президента призывают: «За будущее независимой Беларуси» [12]! Слово «независимость» здесь используется с целью опережения оппонентов, оппозиционных кандидатов, которые упрекают главу государства, в том, что он независимость не ценит, превратил ее в товар, который продает по бросовой цене России. На наш взгляд, поскольку за прошедшее пятилетие произошли фундаментальные изменения с ценностями независимости и суверенитета, которые утратили реальное значение для власти, она фактически вернулась к доброй старой идее отождествления суверенитета и личной власти президента. Другими словами, в предвыборном лозунге А. Лукашенко речь идет не о государстве, а об абсолютной личной власти его главы. Такая подмена понятий, вполне совместима с жестким режимом личной власти, который более 20 лет существует в стране. Подобная трактовка «независимости» совместима также с продажей реального суверенитета Российской Федерации. Что не должно вызывать возражений у главного стратегического партнера Беларуси.

Таким образом, «гибридная политика» Лукашенко резко понизила цену инкорпорации Беларуси со стороны России. От президента РФ теперь в значительной мере зависит судьба его основного союзника в регионе. У В. Путина руки полностью развязаны. Стратегию президента РБ на предстоящих выборах во многом определяется ошибками и недостатками стратегического планирования. Глава государства допустил их вместе со членами своей командой. Времени на то, чтобы как-то сбалансировать колоссальный про-российский крен политики Беларуси, практически не осталось. И данная ошибка может стать фатальной для главы государства на предстоящих выборах. Как будут развиваться события, мы увидим в самое ближайшее время. Однако это тема другой статьи.


[1] Лукашенко А. Созидать и развиваться для народа // Беларусь сегодня 30 апреля 2015 г.

[2] Лукашенко А. Указ. соч.

[3] Гл.: Паўлоўскі Г. Крэмль будзе «ператвараць Лукашэнку ў фашыста» // Радыё Свабода26.12. 2014.

[4] Лукашенко А. Указ. соч.

[5]Там же.

[6] Там же.

[7] Калиновская Т. Либеральные устремления // Белорусы и рынок.18 мая 2015, № 19.

[8] Лукашенко А. Указ. соч.

[9] Там же.

[10] Гл.: Шрайбман А. У Рызе Беларусь панесла іміджавыя страты // Наша ніва 27 мая 2015, № 20.

[11] Гл.: Масква рыхтуе украінскі варыянт для Беларусі // Радыё Свабода 07.09. 2015.