Падение белорусской экономики продолжается и даже ускоряется. Спад ВВП по итогам января-мая текущего года составил 3%. Такого белорусская экономическая модель еще не переживала, особенно с учетом нарастания темпов падения: по итогам 4 месяцев он был равен 2,6%. Отрицательную динамику определяют основные составляющие ВВП, которые также продолжают ухудшаться. За три года производство тракторов уменьшилось в 1,8 раза, автобусов — в 2,8 раза, грузовых автомобилей — в 6,4 раза, зерноуборочных комбайнов — в 10 раз. Как сообщает belrynok.by, за 5 месяцев текущего года произведено продукции на 12,6 млрдUSD меньше, чем за аналогичный период 2012 года. Новая методика расчета ВВП, конечно, позволит скорректировать показатели падения экономики, но она явно не сможет исправить ситуацию как таковую.

Давно известно, что развалить страну, экономику и вообще что бы то ни было гораздо проще и легче, чем потом восстановить. Примеры развала стран мы помним, а вот примеры их возрождения сразу на ум не приходят. В истории, разумеется, такие примеры можно встретить, но процесс этот настолько длительный, что живущее поколение обычно увидеть результат не успевает. Впрочем, история фиксирует больше примеров возрождения стран после войны с внешним врагом. После таких войн — победоносных или наоборот — народ как-то мобилизуется и страну относительно быстро восстанавливает. Когда же страну разваливает собственная власть, то возрождения чаще всего не случается вовсе, или же оно занимает много десятилетий, иногда — столетий.

Существовала, к примеру, процветавшая когда-то Родезия, «жемчужина Южной Африки», потом произошла смена власти, смена названия страны — и вот мы уже видим нищую, голодающую Зимбабве. Каковой она остается уже более полувека, причем признаков возрождения пока не наблюдается. Да и откуда им взяться, этим признакам, когда страной все это время правит один и тот же человек? Девяносто один год ему, а он все «рулит». Между тем в истории нет примеров, чтобы один и тот же правитель и развалил страну, и затем возродил ее.

Венесуэла встала примерно на тот же путь, причем двигается в заданном направлении довольно быстро. Даже огромные запасы нефти не спасают. Быстрого восстановления и экономического оживления ожидать вряд ли стоит — хотя бы потому, что нынешний властитель там укрепляется всерьез и надолго, и править, скорее всего, будет не меньше подобных ему «отцов нации» и «батек».

Наша соседка Украина до нынешнего своего состояния скатилась всего за год, а для того, чтобы только вернуться в исходную точку развития, ей понадобиться не менее двадцати лет, считает бывший грузинский президент, губернатор Одесской области Михаил Саакашвили. И — только при условии, что спад уже сейчас прекратится и начнется экономический рост. Об этом он заявил в интервью изданию Le Journal du Dimanche. Саакашвили напомнил, что сейчас Украина — беднейшая страна в Европе. «Основываясь на ВВП, Украина беднее, чем Молдавия, которая раньше была самой бедной, беднее Армении, беднее Албании, беднее Косово. И это катастрофа, потому что, если сравнить ресурсы Украины с ресурсами других стран, это противоречит всем законам природы».

На первый взгляд, в Беларуси все совсем не так. Поэтому власть постоянно «намекает» людям, что без нее будет как в Украине. Проблема, однако в том, что именно с нынешней властью все у нас идет практически по украинскому сценарию, только без войны. Про падение промышленного производства я напомнил в начале статьи. Добавлю только, что оно вполне коррелирует с украинскими цифрами. По темпам падения товарооборота с Россией мы тоже идем с Украиной почти вровень, особенно в нынешнем году. Как отметил госсекретаря Союзного государства Григория Рапота, если за последние 10-12 лет взаимный товарооборот между Беларусью и Россией вырос с 7-7,5 млрд USD в 2000 году до 46 млрд USD в 2012 году, то в 2013 году он снизился на 9,4%, а в 2014 еще на 5,3%. По итогам 1-го квартала 2015 года он упал на 32%. В теории Беларусь могла бы на российском рынке занимать нишу украинских и попавших под эмбарго европейских производителей. Но не получилось. Нечем пустующие рыночные ниши занять?

Словом, войны нет, а в экономике творится то же самое, что и в Украине. И если не предпринимать никаких мер, то Беларуси также светит дефолт. (Весной-2015 Standart & Poors обрушило долгосрочный суверенный рейтинг Украины до СС с негативным прогнозом. Следующий шаг — дефолт. «Понижение рейтинга отражает наши ожидания, что дефолт по обслуживанию долга центрального правительства в иностранной валюте является практически неизбежным», — уверены эксперты S& P.)

И белорусские власти идут проторенным путем внешних заимствований. За которыми обратились сразу в несколько инстанций. Идут «серьезные переговоры» с Международным валютным фондом по поводу новой программы. С Евразийским фондом стабильности и развития (ранее известным как Антикризисный фонд ЕврАзЭС) об условиях новой кредитной программы — также идут. В любом случае новые кредиты, естественно, отдалят дефолт, но в то же время сделают его более неизбежным. Что подтверждают примеры Греции с Украиной.

Но то, что наша власть разрушит, восстанавливать потом придется несколько десятилетий. При условии, что впоследствии все время будет только рост. Но если процесс «зимбабвизации» зайдет очень далеко, то возродить страну будет очень трудно при любой следующей власти и даже при хорошей экономической политике. Нынешняя же власть справится с этой задачей не в состоянии, поскольку запрограммирована на «зимбабвизацию».