В Беларуси с 2017 года планируется отменить право преимущественной покупки исполкомами акций предприятий. По крайней мере, как сообщили в Госкомимуществе, соответствующие проекты нормативных правовых актов, которые уже подготовлены. Делается это не по доброй воле белорусской стороны. Правительством движет не осознание необходимости создания в стране рынок ценных бумаг, — этого требуют обязательства, взятые белорусской стороной в рамках Евразийского экономического союза по созданию общего рынка капитала.

Чтобы понять, что же означает готовящееся решение об отмене преимущественного права покупки акций местными органами власти, коротко напомним предысторию вопроса.

Мораторий на движение акций — то есть запрет на продажу акций, купленных в процессе чековой приватизации, — был введен декретом президента в 1998 году, а отменен только через 10 лет декретом № 7 от 14 апреля 2008 года. Это решение принималось на фоне обострения отношений с Россией. Ускорить процесс помогло осознание, что в условиях неизбежного повышения цен на энергоносители и новых внешних вызовов без притока инвестиций белорусскую экономику ждут тяжелые потрясения.

А. Лукашенко поставил перед правительством задачу создать в стране более привлекательные инвестиционные условия. В то время был принят ряд нормативных актов, стимулирующих развитие рынка ценных бумаг. В начале года была принята Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг на 2008–2010 годы, позже отменена «золотая акция». Был также подписан декрет № 5, предусматривающий освобождение от налогообложения до 2013 года доходов по операциям с облигациями юрлиц. Банкам также разрешено выпускать облигации без обеспечения исполнения обязательств по ним.

Наконец, правительству после настойчивых попыток наконец-то удалось пролоббировать решение об отмене моратория на движение ценных бумаг. Следует отметить, что правительство и Нацбанк подготовили несколько вариантов процедуры отмены моратория. В том числе и революционный, предполагающий одномоментное снятие этого барьера на пути движения ценных бумаг. Но он не прошел. В основу взят умеренный вариант, хотя и ему предшествовали очень жесткие дискуссии, в том числе и с представителями Администрации президента.

Отменить мораторий планировали в три этапа. На первом этапе — с 1 июня 2008 года — снимался мораторий на продажу акций ОАО, в которых в уставном фонде по состоянию на 31 марта 2008 года не было госдоли или она составляла 75% и более. При этом полностью отменялся запрет на отчуждение акций в ОАО, осуществляющих переработку сельхозпродукции, переданных сельхозпроизводителям, и предприятий хлебопродуктов. На втором этапе, с 1 января 2009 года отмена моратория касалась также акционерных обществ, где доля государства составляет более 50%. На третьем этапе (с 1 января 2011 года) предполагалось снять все ограничения.

При этом изначально оговаривалось, что мораторий сохранится в тех ОАО, которые «обеспечивают функционирование стратегически значимых отраслей экономики или иные важные государственные потребности».

Тогда многие профучастники рынка ценных бумаг с энтузиазмом восприняли этот шаг правительства. Были надежды, что отмена моратория позволит и предприятиям воспользоваться инструментарием акционерного общества для привлечения инвестиций, что повысит их капитализацию.

Вслед за этим директор Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Беларуси Александр Гальперин оптимистично заявил, что все барьеры, препятствующие развитию рынка ценных бумаг в стране, полностью сняты.

Хотя и тогда у многих были опасения массовой скупки белорусских активов (тем более, что акции многих белорусских ОАО сейчас недооценены), прежде всего предприимчивыми российскими бизнесменами, имеющими не только деньги, но и опыт в этом деле.

Мораторий на продажу всех акций, купленных белорусскими гражданами в период массовой приватизации, был отменен с 1 января 2011 года. И многие миноритарные акционеры постарались воспользоваться возможностью поскорее продать свои акции. Однако «оттепель» продолжалась недолго.

Сначала действие моратория фактически оставили в отношении 93 ОАО, в этот перечень вошли крупнейшие предприятия машиностроения, нефтепереработки и нефтехимии, станкостроения, промышленности стройматериалов, пищевой и легкой промышленности. В том числе ОАО «МАЗ», «БелАЗ», «Атлант», «Амкодор», «Минский моторный завод», «Радиоволна» (Гродно), «Белшина», «Керамин», «Гомельстекло», «Красносельскстройматериалы», Мозырский и Новополоций нефтеперерабатывающие заводы. А также предприятия по производству химволокна, другие предприятия нефтехимии, станкостроительные заводы, предприятия легкой промышленности и деревообработки. А также 4 предприятия по производству сахара, а также «ОАО „Мозырьсоль“, ряд комбинатов хлебопродуктов, ОАО „Гродненская табачная фабрика „Неман“ и другие.

А уже через пару месяцев, как отмечал тогда председатель Госкомимущества Георгий Кузнецов, «у государства появились опасения, что мы можем потерять молокоперерабатывающие предприятия и перерабатывающие предприятия». И чтобы их не скупили нежелательные покупатели, преимущественное право на покупку их акций передали местным властям.

В соответствии с указом от 14 марта 2011 года № 107 облисполкомам и Мингорисполкому с 1 января 2011 года предоставили преимущественное право на покупку акций предприятий сельхозпереработки, которые граждане Беларуси ранее купили на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной стоимости) и в обмен на чеки «Имущество», а также переданных производителям сельхозпродукции по номинальной стоимости.

Стало понятно, что государство не хочет выпускать из-под своего контроля сделки с предприятиями сельхозпереработки не только республиканского, но и коммунального уровня. Поэтому, как было предусмотрено, теперь дополнительная эмиссия их акций, залог и т. д. будут проводиться по согласованию с президентом. Словом, коммунальные предприятия сельхозпереработки фактически тоже причислили к стратегическим предприятиям. Более, под дополнительный контроль попали также предприятия, обеспечивающие «важные государственные потребности», что позволяет продавцу очень широко трактовать это право.

То есть, сегодня белорусское государство фактически убрало любую возможность для неконтролируемого передела собственности в стране. И весьма сомнительно, что оно сделает это под давлением взятых обязательств в ЕАЭС, не обеспечив надежных«тылов»а аспекте сохранения святая святых нынешней власти — госсобственности.

Для справки

В соответствии с Декретом № 1 от 12 марта 2011 года, к открытым акционерным обществам, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, относятся ОАО, осуществляющие производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов, растительных и животных масел, жиров, молочных продуктов, мяса и мясопродуктов, иных пищевых продуктов, включая производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, детского питания, сахара, а также осуществляющие переработку и консервирование фруктов и овощей, первичную переработку льна.