В 2014 году Россия смогла избежать падения объемов нефтедобычи благодаря переходу от традиционного бурения к бурению горизонтальных скважин на месторождениях с трудноизвлекаемой нефтью. Широкомасштабное использование этой технологии, однако, маловероятно из-за санкций против российского нефтегазового сектора, которые резко ограничили импорт высокотехнологичного оборудования для бурения. В случае, если санкции останутся в силу, или же Россия не сможет заместить западные технологии собственными или китайскими разработками, в среднесрочной перспективе российскую нефтедобычу ожидает спад производства.

В 2014 году в связи с российско-украинским конфликтом США и ЕС ввели санкции в отношении российского нефтегазового сектора, запретив западным компаниям поставлять высокотехнологичное оборудование и технологии как таковые, используемые для добычи нефти и газа. Это обстоятельство, также как и снижение мировых цен на нефть в IIIкв. 2014 года, поставили под сомнение возможность российских нефтедобытчиков нарастить объемы добычи для компенсации падения доходов из-за снижения цены. В среднесрочной перспективе это может привести к серьезным проблемам с рентабельностью нефтедобычи и возможностями для наращивания ее объемов.

Нефтедобыча: показатели отрасли за III квартал 2014 года

2014 год в целом был годом «передышки» для российских нефтяников в плане увеличения объемов добычи. Несмотря на то, что многие прогнозы предрекали нулевой рост объемов добычи нефти или даже их падение из-за истощения старых месторождений при недостаточно активном запуске новых, общий объем добычи вырос, хотя и крайне незначительно — на 0,7% по всей отрасли.

При этом незначительному росту объемов добычи сопутствовало значительное падение суммарной глубины бурения. Так, общая глубина бурения новых скважин у «Сургутнефтегаза» снизилась на 18% по сравнению с тремя кварталами 2013 года, у «Роснефти» — на 1,6%. Среднее падение глубины эксплуатационного бурения составило 9,6%, притом, что «Роснефть» и «Сургетнефтегаз», являющиеся крупнейшими компаниями по объемам добычи нефти, показали худшие результаты по суммарной глубине бурения среди всех нефтедобывающих компаний. Фактически, объемы бурения упали впервые с 2009 года, когда падение объемов было спровоцировано снижением спроса на нефть и падением экономической отдачи от введения в эксплуатацию новых скважин (после 2010 года объемы бурения продолжили расти в среднем на 10% вплоть до 2013 года). В текущем году, несмотря на перенасыщение мирового рынка нефтью не было снижения спроса, а цена на нефть стала падать только во второй половине года, поэтому снижение объемов бурения нельзя объяснить падением рентабельности.

Вероятно, незначительное увеличение нефтедобычи при сокращении объемов бурения было достигнуто за счет увеличения ввода в эксплуатацию горизонтальных скважин, подразумевающих использование нескольких добывающих «стволов», идущих от фактически одной скважины. Это согласуется с ранее озвученными планами «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «Газпром-нефти» и других нефтедобывающих компаний по увеличению объемов разработки месторождений с трудноизвлекаемой нефтью (в том числе нефтью из сланцев), в первую очередь на Ванкорском месторождении и месторождениях баженовской свиты в Западной Сибири.

В целом можно утверждать, что в 2014 году снижение объемов бурения было частично компенсировано изменением типа бурения. И если «драйвером» нефтедобычи в 2014 году стало не увеличение суммарной глубины бурения, а смена технологии, в скором времени у российских нефтяников могут возникнуть серьезные проблемы.

Влияние санкций и возможные компенсаторные меры

Увеличение объемов добычи нефти в 2014 году связано с отсутствием проблем в отрасли бурения в течение первых семи месяцев 2014 года. В конце июля против нефтегазового сектора России были введены секторальные санкции, которые, помимо прочего, ограничивают возможности поставок и использования западных технологий по добыче трудноизвлекаемой нефти — сюда входит не только сланцевая нефть, но и глубоководная добыча, и добыча на шельфе. При этом на данный момент 70% скважинного фонда России приходится на трудноизвлекаемую нефть, а технологии, используемых при ее добыче, являются преимущественно западными и на данный момент попадают под санкционный запрет. По различным оценкам, собственные технологии российских компаний могут заменить западные лишь на 10-15% проектов по добыче трудноизвлекаемой нефти.

Кроме этого, на объемы нефтедобычи будет влиять так называемый налоговый маневр, предусматривающий резкое снижение экспортных пошлин на нефть и увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых. Фактически этот маневр удешевит российскую нефть в аспекте экспорта, однако сделает ее дороже в плане добычи. Таким образом, отсутствие собственных технологий и падение рентабельности добычи в среднесрочной перспективе должны серьезно замедлить разработку новых проектов по добыче нефти в России.

Россия может изменить ситуацию в лучшую сторону за счет двух факторов — в отдельности, либо в совокупности. Во-первых, часть технологий по добыче трудноизвлекаемой нефти может быть заменена китайскими технологиями. Во-вторых, 15 марта 2015 истекает срок действия санкций ЕС в отношении России, и для их продления Совету ЕС понадобится принятие отдельного решения методом консенсуса, который не обязательно будет достигнут. В случае деэскалации ситуации на юго-востоке Украины «технологические» санкции против российских нефтедобытчиков, скорее всего, будут отменены автоматически.

Так или иначе, в краткосрочной перспективе российскую нефтедобычу ожидает стагнация. В среднесрочной перспективе на объемы добычи будет влиять решение об отмене санкций и способность договориться о покупке технологий у Китая. В случае если санкции будут продлены, российская нефтедобыча сможет протянуть некоторое время без падения объемов добычи за счет скважин, пробуренных в первой половине 2014 года. В дальнейшем объемы добычи начнут снижаться.

Из-за технологических санкций и необходимости применения высокотехнологичного бурения в той или иной степени могут пострадать следующие проекты:

«Лукойл»: галяновский участок баженовской свиты (разрабатывается «Лукойл» совместно с Total, инвестиции 300 млн. USD).

«Роснефть»: месторождение «Роснефти» на баженовской свите (разрабатывает «Роснефть» и ExxonMobil); скважины в Карском море («Роснефть» и ExxonMobil) .

«Газпром-нефть»: Верхне-Салымское месторождение баженовской свиты (разрабатывает «Газпром-нефть» совместно с Shell, запуск планировался на 2017 год);

Приобское месторождение (частично участок со сланцевой нефтью, разрабатывается «Газпром-нефть» и «Роснефть»);

месторождение «Приразломное» (глубоководное бурение, разрабатывается «Газпром-нефть» самостоятельно);

месторождение «Долгинское» (необходимо глубокое бурение на суше до 3.5 км),

месторождение «Новопортовское» (трудноизвлекаемая «тяжелая» нефть).