За четверть века численность населения сократилась, а трудовые ресурсы выросли.

Почему?

Если кому требуется пылесос, он не покупает себе чайник, когда пылесосов в продаже нет. Бывает и покупает. Для того, чтобы хоть что-то купить.Аналогичные ситуации случаются и на рынке труда — как это было в известной советской комедии «Полосатый рейс»: буфетчику для оплаты своего путешествия из жаркой Африки в умеренные родные широты пришлось наняться на работу укротителем хищных животных.

И ныне работники часто вынуждены заниматься нелюбимым делом или работать «не по специальности». Хоть государство гарантирует, по крайней мере, обещает содействовать каждому гражданину в выборе работы «по уму и сердцу», по образованию и квалификации, но поощряет к тому, чтобы люди соглашались на любую работу, которая в данный конкретный момент имеется. Без учета указанных выше предпочтений и требований, а также без гарантий по поводу условий труда и уровня его оплаты. Как раньше говорилось, копай и не думай. За тебя думают.Представьте, но случается, что в госслужбе занятости поварихе предлагается вакансия швеи, а инженеру-конструкции советуют пойти в дворники.

Рынок труда, особенно в больших городах, очень подвижен. Тем паче с учетом внешней трудовой миграции при фактически открытых границах. Внешние рынки высасывают самые конкурентоспособные из отечественных кадров. Начиная со спортсменов и девиц-моделей, столяров и слесарей и завершая бывшими правительственными чиновниками. Последние (создается такое впечатление) начинают работать на работодателя-соседа еще пребывая в высокой должности в белорусском аппарате управления.

Статистические и иные государственные органы затрудняются установить, где на самом деле такие мигранты работают, и, следовательно, взять с них положенную государству мзду. Как известно белорусские власти, в особенности Лукашенко, обеспокоилось этим «непорядком» в нашем абсолютном порядке и приказали всех выявить и обязать к труду и уплате налогов. Строго в стиле великих утопистов и религиозным проповедников.

Лукашенко, ссылаясь на информацию своего правительства, заявил, что количество «нетрудящихся» увеличилось до 400 или даже 500 тысяч человек. Согласитесь, существенная разница — разбежка почти на 100 тысяч «ревизских душ». Можно ли уточнить эту информацию, опираясь на официальную статистику?

Начнем с уточнения понятий. Например, в законодательном плане, в статистической практике отсутствуют такие понятия, как «тунеядцы» и«лодыри», а под иждивенцами в строгом смысле понимаются многие почтенные и законопослушные граждане. Например, чада и домочадцы. Лукашенко жепоминает «иждивенцев» в метафорическом ключе, пригодном для характеристики любого (даже хорошего) работника, который допускает промахи.Посему опять приходится начинать «с начала».

Согласно официальной статистике, к трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте, лица старше трудоспособного возраста и лица младшего возраста, занятые в экономике.В 1990 году трудовые ресурсы составляли 5938,8 тыс. человек: 5566,6 в трудоспособном возрасте, 359,7 тыс. старше трудоспособного возраста и 12,5 тыс. человек младше трудоспособного возраста.Трудовые ресурсы составили 58,3% от общей численности населения.

В результате демографических подвижек, эта пропорция изменялась. Например, в 1990 году численность населения составляла 10 259,3 тыс. человек, а в 2013 году уменьшилось до 9462,24 тыс. человек. Но при этом трудовые ресурсы увеличились до 5 989,1 тыс. человек, поскольку увеличилась численность трудоспособного населения (с 5 566,2 до 5 587,1 тыс. человек). В большой степени это произошло за счет увеличения занятости лиц, старше трудоспособного возраста до 401,9 тыс. человек, хотя при этом занятость нетрудоспособных сократилась с 12,5 тыс. до 100 человек). В итоге доля трудовых ресурсов в общей численности населении повысилась до 63,3%.

К населению в трудоспособном возрасте относятся мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года. Они официально оцениваются как трудовые ресурсы. Но и лица, не достигшие трудоспособного возраста и превысившие его, могут работать. С учетом состояния здоровья и характера деятельности. Например, при определенных условиях могут работать 15 летние подростки, и, разумеется, пенсионеры. В последние годы величина и доля работающих пенсионеров в общей численности населения растет, а численность подростков почти сошла на нет. При советской власти численность подростков-работников достигала десятков тысяч, а в прошлом году экономика Беларуси практически (формально) отказалась от эксплуатации детского труда.

Численность 16-17 летних, достигших трудоспособного возраста, составляла (по данным переписи 2009 года) 248 тыс. человек. Большинство из них учатся, кто в школе, кто в институте, и являются законными иждивенцами своих родителей. А многие бездельничают, ожидая призыва в армию. Кто-то из них и хотел бы поработать, но большинство из них малоинтересны для работодателя.

Следующая категория — экономически активное население. Это рабочая сила, которая обеспечивает производство товаров (работ, услуг), к которой относится занятое население и безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите.

В свою очередь, занятое население — это лица, работающие по найму за вознаграждение, а также не по найму для получения прибыли или дохода. В численность занятого населения включаются лица, выполняющие работу (помогающие) в организациях, учредителем которой является член домашнего хозяйства или родственник.

Работа в организации, или ремесленничество, или индивидуальная занятость лиц «свободных профессий», учитываются налоговыми органами и отражаются официальной статистикой по труду. Но есть сферы, которые никем и никак не учитываются. Например, в сельской местности насчитывается около 1,1 личных подсобных хозяйств, в которых с разным усердием и различными результатами трудится 438,4 тыс. человек. Это пенсионеры, для которых «камерное земледелие» является источником дополнительного дохода, и многие официально занятые, для которых огородный приработок — не лишний. Есть индивиды, которые свои подсобные хозяйства своим усердием превратили в основной источник дохода.

Среди этих людей много бесталанных крестьян, которые сажают бульбу на удачу, а основной доход имеют за счет оказания самых разнообразных услуг своим соседям и дачникам. Кому дрова поколоть, кому грядку вскопать, кому печку в бане поправить. Отчаянные люди, на всякую работу соглашаются. Какие ж они тунеядцы. Единственный их грех– что не регистрируются «в органах по труду» да не платят налоги.Не платят прямые налоги, но платят косвенные, избежать которых невозможно.

Где еще найти тунеядцев?

По официальному регламенту, занятыми не считаются лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком по достижению им возраста трех лет, военнослужащие, лица, место работы которых находится за границей. Раньше к этой категории относили и «служителей культа». Сейчас они, очевидно, платят подоходный налог.

Численность «рожениц» и «декретниц» известна. Поскольку в стране имеется около 300 тыс. детей до трехлетнего возраста, то примерно такое же количество женщин пребывает в «в детских отпусках».

Количество внешних трудовых мигрантов примерно можно рассчитать, исключив «декретниц», студентов и военнослужащих из миллиона, из разницы между 5,6 млн. трудоспособного населения и 4,6 млн. официально занятого населения.

Но проблема в том, что численность военнослужащих засекречена. Белстат, публикуя данные о численности работников, называет количество работников, занятых в органах государственной власти и управления, за исключением численность работниках МВД, МО, КГБ, Государственного пограничного комитета, Департамента финансовых расследованием комгосконтроля, СБ президента, ОАЦ и СК. Сколько их– военных и полувоенных — неизвестно. Разумеется, можно рассчитать по множеству оснований. Но лучше этого не делать. Нарвешься на «государственную тайну».

По данным Белстата, в органах власти и управления трудились 69 807 человек. Целая чиновничья армия. Одни военными командуют, остальные им помогают. А все вместе руководят нами.