Июньское исследование НИСЭПИпродемонстрировало не только усиление электоральных позиций действующего президента, но и заметное укрепление позиций умеренной части белорусской оппозиции. Конечно, серьезных шансов на победу в будущем году на президентских выборах у них пока все еще нет. Однако у этой части оппозиции, наконец, появилась реальная возможность стать весомым, влиятельным и опирающимся на долгосрочную поддержку значительной части электората фактором (до 30%). Что позволит этой части оппозиции в будущем стать реальным участником борьбы за «наследство» дряхлеющего Лукашенко?

Оппозиция: тенденция к росту

Июньский опрос НИСЭПИ выявил тенденции общественных настроений, связанные не только с укреплением электоральных позиций А. Лукашенко, но и заметное укрепление позиций белорусской оппозиции. Так, индекс доверия респондентов к оппозиционным партия вырос по сравнению с мартом почти на 3,5% (с 14,9% до 18,3%), увеличилось и количество тех, кто считает себя в оппозиции к нынешней власти — до 18%. Но что еще более важно: впервые с середины 1990-х сразу три потенциальных кандидата в президенты от оппозиции в межвыборный период имеют рейтинги, достаточно далеко оторвавшиеся от уровня статистической погрешности. Александр Милинкевич и Владимир Некляев — по 9%, Николая Статкевич — 7%.

Достаточно высокий для белорусского оппозиционного лидера в этот период рейтинг Николая Статкевича легко объясним. Статкевич остается единственным знаковым политзаключенным, его имя постоянно на слуху и он де-факто после отъезда из страны Андрея Санникова стал единственным знаменем радикальной сегмента оппозиционного электората. Тюрьма — это хорошая реклама (если так можно выразиться) для оппозиционного политика. Другое дело, что практика белорусской политики не раз демонстрировала и другую аксиому: выход политика из тюрьмы — это прямая дорога на политическую пенсию. Так было и с Михаилом Мариничем, и с Александром Козулиным, и с Андреем Санниковым.

Относительно высокие рейтинги Александра Милинкевича и Владимира Некляева имеют менее «конъюнктурные» и более глубокие основания. Эти политики и руководимые ими политические силы — «Рух за Свободу» и «Говори правду!» — начиная с 20011 года (впервые после 1999 года) сделали ставку на системную, долгосрочную и целенаправленную электоральную работу. Работу, основанную не просто на банальной критике власти, а на постоянных коммуникациях с электоратом и предложении смысловых альтернатив.

Фактор «Народного референдума»

Наиболее удачной пиар-акцией «Говори правду!» и «Руха за Свободу» стала их прошлогодняя инициатива о проведении «Народного референдума». Несмотря на фактическую утопичность идеи референдума в авторитарном государстве, она пришлась по вкусу массам. И причина этого столь же очевидна: идея не революционной («Площадь»), но эволюционной (голосование) трансформации наиболее близка недовольной части белорусского социума. А количество тех, кто хочет перемен, уже больше года стабильно превышает 50%. Июньское исследование НИСЭПИ по целому ряду индексов подтверждает вывод о приоритете для массового избирателя эволюционных перемен. Так, к примеру, отвечая на вопрос о том, какой вариант перемен представляется вам наиболее желательным, лидирует ответ — «выборы» (50%). На втором месте ответ — «референдум» (30%). За «уличные протесты» высказалось только 8% респондентов, что более чем в два раза меньше тех, кто считает себя в оппозиции к власти.

Учитывая, что референдумы в Беларуси не проводились уже 18 лет и традиция плебисцитарной демократии в ней не слишком развита, такой высокий показатель можно в первую очередь связать с агитационной кампанией «Говори правду!» и «Руха за Свободу» за проведение «Народного референдума».

Показательно, что в пользу перемен через «Референдум» выступает даже значительная часть сторонников А. Лукашенко — 17%. А среди тех, кто не доверяет действующему главе государства идея перемен через «референдум» неоспоримый лидер — 44% (в этой группе за перемены через «выборы» выступает только 29%). При этом даже в среде не доверяющих А. Лукашенко избирателей приоритет революционному пути перемен отдают только 16% респондентов.

Отвечая на вопрос, должны ли власти назначить «Народный референдум», за который уже собрано 50 тысяч подписей белорусских граждан, 45% респондентов ответили утвердительно, 37% дали отрицательный ответ и еще 18% затруднились с ответом.

Кампания по проведению «Народного референдума» обеспечила «Говори правду!» высокий для межвыборного периода в условиях монополии государства на традиционные СМИ индекс электоральной узнаваемости — 40%. Такой высокий показатель узнаваемости имел из оппозиционных (и провластных) политических сил имел только Белорусский народный фронт в 1990-х гг.

Положительное отношение к «Народному референдуму» обусловило также довольно высокий уровень политической лояльности электората по отношению к «Говори правду!». Согласно июньскому исследованию НИСЭПИ, 17% респондентов готовы обращаться за помощью в эту организацию, если у них поникнут проблемы с органами государственной власти. Еще 27% не исключили такой возможности.

Возвращаясь к теме преобладания мирных, толерантных, эволюционных форм социально-политический трансформаций приведем еще несколько показательных в этом контексте индексов июньского опроса НИСЭПИ. Так, в оценках различных мессиджей действующего президента, озвученных им в ходе своего ежегодного послания парламенту в июне, на первые позиции попали следующие.

«В обществе должна быть терпимость к разнообразию взглядов, дискуссии и критике» — 72%. «Независимость белорусского государства раздражает многих. И если в единстве белорусского общества появится трещина, обязательно найдутся желающие этим воспользоваться» — 68%. «Искренний, честный общественный диалог — это самая надежная гарантия от раскола и смуты» — 63%. При этом в искренность толерантности самого Александра Лукашенко поверило значительно меньшее количество респондентов — 41% (оценка заявления «Власть в Беларуси внимательна к любой критике, которая продиктована искренней болью за страну, а не внешним заказом»).