Беспрецедентно быстро в последние 3 года росли цены на автомобильноетопливо в Беларуси. Если посмотреть на их стремительную динамику, трудно поверить, что это происходит в социально-ориентированном государстве, привычным атрибутом которого стал контроль за ценами в достаточно чувствительной для ее граждан сфере.

Нефтянку подтолкнули к рынку

В 2011 году стоимость горючего в Беларуси повышалась 11 раз и один раз снижались, в результате в результате чего цены выросли примерно в 2 раза. В 2012 году ценники на топливо менялись 4 раз, в итоге за год цены на самые популярные марки бензина увеличились на 21,9%-23%, дизтоплива — на 21,4%. В 2013 году концерн «Белнефтехим»5 раз объявлял о новых ценах, и опять цена самого популярного бензина увеличилась на 23,7-26,7%, дизтоплива –на 25,5%.

Заметим, еще 3-4 года назад правительство придерживалось более щадящей ценовой политики в этой сфере, хотя условия импорта российского сырья для производства автотоплива были менее комфортными. Что же изменилось за последние годы?

Надо отметить, что внутренний нефтяной рынок в Беларуси регулируемый. Финансовое благополучие отечественных нефтепереработчиков, как и ценники на АЗС не столько зависят от мировой цены на нефть, сколько от комплекса административных регуляторов, которыми пользуется правительство в зависимости от ситуации.

Политика госрегулирования привела к тому, что, к примеру, дизельное топливо, стоимость которого во всем мире по цене приравнивается к уровню бензина АИ-95 и АИ-98, в Беларуси еще недавно стоило на уровне низкокачественного бензина А-80. В итоге возникла ситуация, когда дизтопливо стало даже дешевле, чем в нефтедобывающей России. Это нонсенс, возмущались в «Белнефтехиме».

Очевидно, что в последние годы нефтяной рынок гораздо более форсированными темпами подталкивают к рынку. Заметим, что если раньше правительство весьма осторожно пользовалось акцизным налогом (дискутировался вопрос о повышении на 5-10%), то в последние годы акцизы на автомобильное топливо росли чуть ли не стахановскими темпами.

Дорогая беспошлинная нефть

В розничной цене 1 литра белорусского бензина акцизный налог составляет около 60%. При этом 2010 года вся налоговая нагрузка в 1 литре топлива составляла около 80%. Помимо налогов при реализации горючего на внутреннем рынке, в госказну поступала экспортная пошлина при продажах на внешний рынок. В то время экспортные пошлины на нефтепродукты формировали примерно 10% всех доходов белорусского бюджета. (Правда, этой прибылью бюджету приходилось делиться с нефтепереработчиками).

Напомним, что в 2007 году в бюджет Беларуси поступало 30% доходов от экспорта нефтепродуктов, в бюджет России — 70%. В 2008 году Россия получала 80% доходов от экспорта нефтепродуктов, а Беларусь –20%, а в 2009 году эта пропорция составляла 85:15 в пользу России.

В 2010 году Беларусь отменила экспортные пошлины на нефтепродукты в связи с новыми условиями импорта российской нефти. Таким образом, белорусский бюджет лишился этого источника валютной подпитки. Вслед за этим в 2010 году концерн «Белнефтехим» мотивировал необходимость повышения цен на горючее на внутреннем рынке аргументом убыточности его реализации в условиях повышения цен на нефть (в 2010 году «Белнефтехим» трижды менял ценники на горючее, за год цены увеличились примерно на 16%).

В 2011 году Беларусь по соглашению с Россией вновь вводит экспортные пошлины на нефтепродукты. Однако теперь белорусская сторона обязалась направлять в российский бюджет не 80%, как в было в 2009 году, а все 100%. Таким образом, хотя Беларусь и получила с 2011 года возможность беспошлинно импортировать всю российскую нефть, плата за это оказалась достаточно высокой. Более 3 млрд. USD экспортных пошлин стране пришлось вернуть в бюджет РФ в 2011 году, а в 2012 году –3,85 млрд. USD. Компенсировать эти бюджетные «потери»оказалось весьма проблематично. Правительство нашло выход в повышении акцизов, вслед за чем росли ценники на топливо.

В результате надежды автовладельцев на то, что льготные поставки российской нефти позволят белорусскому руководству заморозить цены на горючее, не оправдались. Напротив, темпы роста цен автотоплива с 2011 года заметно ускорились.

Вдогонку за Россией

Нефтяники мечтали, чтобы цены на бензин приблизились к 1 USD за литр — это сулило им рентабельные продажи на внутреннем рынке. В начале 2011 года правительство поддержало это предложение. Был составлен график поэтапного повышения цен, в соответствии с которым в 2011 году цены на нефтепродукты должны быть увеличены до ценового эквивалента 1 USD за литр. Одновременно была поставлена задача повысить цены на автомобильное топливо в Беларуси до российских. И этой задаче правительство следовало в течение 2012 года (отметим, не слишком-то оглядываясь на инфляцию).

По словам министра экономики Беларуси Николая Снопкова, было принято решение подтянуть цены на топливо до уровня Российской Федерации, «чтобы не наблюдалось такого агрессивного вывоза топлива, как в 2011 году».

Остановить«агрессивный»вывоз дешевого белорусского топлива попытались административным способом. В правительственных кругах обсуждалась идея продажи топлива по повышенным ценам для автоперевозчикам, не являющихся резидентами государств-участников СНГ. Идея, с одной стороны, хорошая. Однако выработать механизм, который позволил бы реализовать эту идею, оказалось непросто. К тому же правительство боялось перегнуть палку: это решение могло бы отбить охоту международных автоперевозчиков ехать через Беларусь, а правительству хотелось сохранить привлекательность автомобильного транзита через Беларусь.

А вот повышение цен в 2013 году «Белнефтехим» мотивировал в основном необходимостью компенсации повышения ставок акцизов, хотя среди причин назывались также рост тарифов на железнодорожные перевозки нефтепродуктов по территории Беларуси (с 1 января 2013 года в рамках обязательств по созданию ЕЭП они были увеличены в 4 раза), а также необходимость реализации политики поэтапного сближения цен на товары в странах Таможенного союза.

В прошлом году ставки акцизов на нефтепродукты повышались дважды: с начала года они были увеличились в среднем на 20%, а с конца августа ставки акцизов на бензин были выросли на 45%, а на дизтопливо –на 70%. Повышение акцизов правительство объяснило обязательствами Беларуси по унификации акцизной политики в ЕЭП. Чтобы «акцизы составляли примерно одинаковый уровень себестоимости с точки зрения создания равных конкурентных преимуществ наших производителей на таможенном пространстве», отметил в этой связи министр экономики Беларуси Николай Снопков.

Однако равнение на ТС не было единственным побудительным фактором роста акцизов.

Когда Минфину потребовалось сверстать бездефицитный бюджет-2014, он без стеснения предложил в 2014 году повысить ставки акцизов на бензин в 2,4 раза, а на дизтопливо — в 3 раза. Однако «аппетиты»фискального ведомства вызвали шквал критики как со стороны концерна «Белнефтехим», так и ряда госорганов, утверждавших, что новый налоговый пресс поставит на грань банкротства белорусские НПЗ и спровоцирует резкий виток инфляции.

В результате Минфин вынужден был дать ход назад. По оценкам, в 2014 году ставки акцизов на автомобильное топливо вырастут в среднем на 14,5%. Отметим, что впервые с 2014 года ставки акцизного налога на топливо установлены на весь год в зависимости от их экологического класса вместо содержания октанового числа: чем выше экологический класс топлива, тем ниже ставки акцизов.

Рынок пока проглотил новые ценники

Пока рост ценников на горючее автомобильный рынок Беларуси пережил стоически. К примеру, реализация бензинов на внутреннем рынке за 9 месяцев 2013 года увеличилась на 3% в сравнении с аналогичным периодом 2012 года, а продажи дизтоплива практически не изменились. В частности, монополист на внутреннем рынке автомобильного топлива, контролирующий около 2/3 рынка, ПО «Белоруснефть»(удельный вес «Белоруснефти» в реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке составляет около 64%) за 9 месяцев прошлого года увеличило реализацию автомобильного топлива на внутреннем рынке до 1,451 млн. тонн, что на на 5% больше в сравнении с аналогичным периодом 2012 года.

В то же время на внутреннем рынке в 2013 году вырос спрос на высококачественные бензины. В частности, реализация АИ-95 увеличилась на 52% до 173,3 тыс. тонн (в 2012 году за 9 месяцев было продано 114 тыс. тонн). Продажи АИ-92 увеличились на 15% до 637,7 тыс. тонн против 555,8 тыс. в январе–сентябре 2012 года. При этом дизтоплива было продано 2,598 млн. тонн– практически такой же объем, как и в январе–сентябре 2012 года.

Интересно также сравнить оценочный уровень маржи при реализации автомобильного топлива в Беларуси и в соседних странах.

В Беларуси при продаже на АЗС бензина АИ-95 он составлял, по данным на начало 2013 года, 78,2 USD за тонну (8,9%), в то время как в Литве — 176,9 USD (8,5%), в Украине — 112,1 USD (8,3%) в России — 197 USD за тонну (23,5%). Оценочный уровень маржи при реализации дизельного топлива через белорусскую сбытовую сеть составлял 86,9 USD за тонну (10,6%), в Литве– 190,5 USD (10,6%), в Украине — 172,4 USD (16,1%) в России — 162,3 USD за тонну (20,2%).

По итогам 10 месяцев эти показатели в Беларуси изменились незначительно в сторону повышения — примерно на 1,5% в отношении бензина и примерно на 2,5% — дизтоплива.

В то же время на внутреннем рынке падает реализация сжиженного газа. За 9 месяцев 2013 года на АГЗС «Белоруснефти»было реализовано 71.223 тыс. литров, в то время как в 2012 году — 97.973 тыс. литров, в 2011 году — 131.083 тыс. литров. Эта тенденция обусловлена ценовым фактором. В последние годы цена на этот вид топлива периодически повышалась, вследствие чего оно потеряло один из основных конкурентных факторов в сравнении с традиционным моторным топливом.

Думается, это обстоятельство правительство держит в уме. Дальнейший рост ценников на автотопливо в Беларуси может обернуться падением спроса. Вот почему, как заверил в прошлом году министр экономики, цены на бензин в Беларуси не будут выше, чем в России.«Невыгодно повышать их до уровня Европейского союза. Мы будем соблюдать договоренности с Российской Федерацией и примерно иметь паритет цен на топливо», –сказал Н. Снопков.

Справка

По данным на 1 октября 2013 года, в Беларуси работает 778 АЗС, в том числе 516 АЗС принадлежит ПО «Белоруснефть», остальные–частным операторам, среди которых–ИП«Лукойл-Белоруссия», ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт», ИООО«РН-Запад», «Астотрейдинг», СП ООО«Юнайтед Компани» и другие.