В 2012 году Организация Объединенных Наций объявила 11 октября Международным днем девочек. Необходимость в этом дне была обусловлена тем, что во всем мире девочки являются наиболее уязвимой группой в отношении дискриминации и насилия. В 2013 году этот день будет посвящен вопросам образования, в частности теме «Инновационного подхода к образованию девочек».

В Беларуси образование является относительно свободной социальной гарантией для всех независимо от пола, закреплена норма обязательного базового образования. Поэтому в данном случае речь пойдет не о прямых ограничениях в доступе к образованию, но «невидимых барьерах», которые касаются содержания образования и могут значительно влиять на возможности будущего профессионального самоопределения и жизнеустройства девочек. Возможно, в общем, в образовании какие-то инновации и появляются. Однако по содержанию сквозь призму гендерного подхода система образования в Беларуси остается очень консервативной. Обратимся первоначально к формальным показателям доступности образования для девочек.

По данным Белстата девочки не просто имеют равный доступ к образованию, но более того, имеют в перспективе более высокий уровень образования и в большей мере ориентированы в процессе социализации на получение более высокого уровня образования.

Так, например, как видно на графике, хотя мальчики доминируют по количеству обучающихся на уровне дошкольного, начального и общего базового образования, уже на уровне 10-11 классов девочек больше. Как правило, в старших классах школы остаются те, кто планирует обучаться в средне-специальных и высших учебных заведениях. Закономерно, что лиц мужского пола больше среди обучающихся в профессионально-технических учреждениях, где можно учиться после 9 классов школы. Кроме того, они ориентированы на такие специальности, которые не пользуются популярностью у девочек, и на которые их не ориентируют в процессе социализации.


Численность обучающихся на различных уровнях образования
(на конец 2012 года, в процентах)
[1]

Интересно, однако, что по данным переписи населения 2009 года уровень грамотности населения в возрасте 15 лет и старше составляет 99,8% для мужчин и 99,5% для женщин. В случае сельского населения этот разрыв еще больше: 99,4% — среди мужского населения, 98,6% — среди женского населения [2].

На графике также видно, как значительно меняется ситуация на уровне докторантуры. Это является одним из свидетельств того, что более высокий уровень образования в перспективе не гарантирует женщинам карьерного продвижения, равной оплаты труда и доступа к престижным и высокооплачиваемым профессиям. Происходит это во многом и потому, что в образовании в рамках учебных дисциплин и воспитательного компонента девочек ориентируют на исполнение в первую очередь ролей матери и жены, хозяйки дома. Для девочек идеальной представляется модель тройной занятости: дом/семья — ребенок — работа.

Так, например, в пособии для педагогов средних школ 2012 года роль женщины в обществе определяется следующим образом: «Современная женщина — это одновременно и любящая жена, и заботливая мать, и успешная бизнес-леди. Ролевое разнообразие в значительной степени отражает современный образ женщины, подчеркивает ее индивидуальность. Идеалами женственности в XXI веке становятся такие женщины, как Анджелина Джоли, создавшая большую семью, занимающаяся благотворительностью и востребованная в своей профессии; Виктория Бекхэм, несмотря на многодетность, имеющая идеальную фигуру и безупречное чувство стиля» [3].

Подобные установки транслируют в качестве нормы и «правильного» жизнеустройства это в первую очередь создание семьи и вступление в брак: «Материнство — это дар, самое большое счастье, которое может испытать женщина. Материнство — это священный долг каждой женщины» [4]. Воспитательный компонент в современном белорусском образовании направлен на формирование «настоящих» мужчин и женщин и ориентировать их на любовь, семью, брак, деторождение. Воспитание призвано формировать ценностное отношение к семье и воспитанию детей. Представленная модель семьи является достаточно консервативной и не включает другие типы семей/ отношений.

В этом ракурсе логично вспомнить и уроки труда, которые все еще включены в систему среднего образования и являются обязательными для посещения, однако принципиально различными для мальчиков и девочек. Предмет трудового обучения для девочек называется «Обслуживающий труд». Следует отметить, что данное название отражает в полной мере представление о женской роли. Основной целью трудового обучения у девочек является подготовка к роли «хозяйки дома»: «Основная цель предмета „Трудовое обучение. Обслуживающий труд“ — формирование общетрудовых, технико-технологических знаний, умений, навыков, приобретение опыта трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности через подготовку к выполнению социальной роли хозяйки дома» [5]. В свою очередь основные темы учебной программы раскрывают то содержание, которое вкладывается в понятие «хозяйки дома»: «Основы приготовления пищи», «Обработка текстильных материалов», «Основы домоводства», «Основы выращивания растений», декоративно-прикладное творчество.

В результате по статистике женщины раньше вступают в брак, выполняют все обязанности по заботе о доме и детях. Соответственно высокий уровень образования не способствует изменению традиционного разделения сфер труда. Нормы воспитательного компонента становятся дискурсивными и моральными барьерами, нивелируя значение профессиональной сферы для женщины.

Данная установка не далека от истины. По данным официальной статистики средний возраст вступления в брак в 2011 году был 24,5 лет у женщин и 26,6 лет у мужчин. При этом в сельской местности женщины вступают в брак еще раньше (23,9 лет), а мужчины несколько позже (26,7 лет). При этом в возрасте до 16 лет в брак вступило 50 женщин и всего 1 мужчина. Такой же разрыв и в возрастной группе 16-19 лет: в брак вступило 7 020 женщин и 1 516 мужчин [6].

Кроме того, весь труд по воспитанию и уходу за детьми, обслуживанию дома и семьи возложен преимущественно на женщин. Однако эта деятельность не является оплачиваемой, хотя занимает огромное количество времени и усилий. Соответственно женщины не могут конкурировать на рынке труда с мужчинами и в итоге не получают доходов сопоставимого уровня.

Основные статьи бюджета времени работающих мужчин и женщин (часы)[7]

Виды деятельности

Будний день

Выходной день

За неделю

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Рабочее время и время, связанное с работой

10,7

9,6

0,2

0,2

53,7

48,5

Домашнее хозяйство

0,9

2,5

3,5

5,6

11,4

23,6

Воспитание детей

0,1

0,2

0,3

0,3

1,2

1,4

Свободное время

2,5

1,8

5,8

4,8

24,2

18,7

Данные свидетельствуют о том, что женщины затрачивают на неоплачиваемую домашнюю работы в 2-3 раза больше времени, чем мужчины. То же самое наблюдается в отношении воспитания детей. Что существенно сказывается на резерве свободного времени, которого у женщин остается значительно меньше, чем у мужчин. При том в неделю, если рабочее время женщин меньше мужского лишь, на 5,2 часа, то домашней работы и работы по воспитанию детей они выполняют на 12,4 часов больше, что несоизмеримо с разницей в 5 часов в случае рабочего времени. В результате бюджет свободного времени работающей женщины на 6 часов в неделю меньше, чем бюджет свободного времени мужчины.

Такое распределение домашней работы обеспечивает мужчинам значительное преимущество над женщинами, в том числе в профессиональной сфере, так как они больше отдыхают (лучше восстанавливаются) и имеют больше возможностей для профессионального развития. Женщины же, загруженные домашней работой, не могут уделить в полной мере внимание работе, что снижает для них возможности высокого заработка. Кроме того, женщины вынуждены выбирать ту работу, которая позволяет им сочетать профессиональную деятельность и заботу о семье и доме. В итоге женщины часто соглашаются на малооплачиваемую работу с более гибким графиком.

Для Беларуси гарантия формального равенства доступа к образованию представлена в количественных показателях. Однако за этими цифрами часто остается незамеченной проблема качества и содержания современного образования, которое во многом гендерно дифференцировано и ориентирует мальчиков и девочек на разные жизненные модели. В итоге эти модели становятся основаниями дискриминации женщин на рынке труда, не равному распределению обязанностей в домашнем пространстве.

Примечания

[1] Образование в Республике Беларусь. Мн., 2013. С. 36, 66, 101, 121, 156, 181, 190.

[2]Там же, С. 21.

[3] Подготовка учащихся к семейной жизни: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / А. А. Аладьин и др. Минск: Национальный институт образования, С. 56.

[4] Богданович О. Н. Формирование гендерной культуры учащихся: Внеклассные мероприятия: практическое пособие для педагогов, классных руководителей, заместителей директоров, социальных педагогов общеобразовательных учреждений. 2-е изд. Мозырь: Белый Ветер, 2013. С. 92.

[5] Трудовое обучение. Обслуживающий труд, V–IX классы / Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Мн.: Национальный институт образования, 2012.http://adu.by/uchitelu/uchebnye-programmy/item/4627-учебная-программа-для-учреждений-общего-среднего-образования-с-русским-языком-обучения-трудовое-обучение-v-ix-классы-обслуживающий-труд.html

[6] Дети и молодежь Республики Беларусь. Мн., 2012. С. 62, 65.

[7] Терещенко О. Гендерные аспекты бедности в белорусском обществе. О. Терещенко в своей статье ссылается на следующие источники: Бюджет времени населения Республики Беларусь. Мн., 2004; Население Республики Беларусь. Статистический сборник. Мн.: Министерство статистики и анализа РБ, 2004. С. 174, 176.