Попытки мелких торговцев отстоять свои позиции заранее обречены на неудачу. Даже одержав тактическую победу, стратегически ипешники уже проиграли.

В Беларусь вернулось давно забытое явление — забастовки индивидуальных предпринимателей. Недавние забастовки ипешников оказались довольно массовыми и громкими. Бастовали, конечно, не все — только розничные торговцы с рынков и торговых центров. Недовольство малого бизнеса вызвала необходимость сертифицировать текстиль в соответствии с требованиями техрегламента Таможенного союза.

Понятное дело, сертификация — дело дорогое, хлопотное и, по большому счету, бессмысленное. Владельцем маленьких партий одежды приходится отдавать как минимум один образец для испытаний, заканчивающихся уничтожением изделия. И если из пяти рубашек отдать одну, то остальные автоматически подорожают на четверть.

Скажем прямо: сертификация и подобные процедуры в этом случае — совершенно бесполезные выдумки чиновников. В конце концов, люди носили текстиль без всяческих сертификатов как минимум пять тысяч лет, и цивилизация не погибла. А сегодня, почему-то вдруг понадобились некие сертификаты.

Но как бы не были правы рыночные торговцы, судьба большинства из них будет печальна. Нет, конечно, временную передышку ипешники получить смогут, но не более того.

Можно, конечно, порассуждать о феномене предпринимательских забастовок, которые, скорее, напоминают голодовки. В классической забастовке работники прекращают работу и наносят экономический ущерб работодателю побуждая последнего к выполнению их требований. Предприниматели же прекратив деятельность, наносят ущерб, прежде всего, самим себе.

Но в нашей стране такой протест почему-то работает. Очевидно, он ломает стереотипы официальной пропаганды и вызывает у властей раздражение — не более того. Понятное дело, что требование ИП выйти из Таможенного союза никто не выполнит, как никто не откажется от сертификации — разве что отложат на некоторое время.

Попутно также остудим горячие головы разного рода аналитиков, заговоривших о политизации предпринимательского движения. Как бы ни хотелось устроить революцию в Беларуси силами национальной буржуазии, подобный сценарий, увы, маловероятен. Большинству ипешников политические лозунги безразличны и протесты мелкого бизнеса в нечто большее, скорей всего, не перерастет.

В ответ на возрастающее давление, предприниматели, как всегда постараются приспособиться, а если не получится — попробуют сменить бизнес или прекратят его. А самым распространенным способом адаптации к новым условиям станет игнорирование — рыночные торговцы будут просто торговать без документов, как говорится, «в серую».

Хотя, по большому счету, у предпринимателей не должно быть проблем с сертификатами. Ведь легальный товар российских производителей и крупных импортеров априори имеет сертификаты — иначе либо он не будет выпущен в режим свободного обращения на территории ТС, либо не будет допущен на рынок России со складов производителя. Конечно, московские рынки завалены контрафактным и контрабандным товаром, что и сказывается на ассортименте белорусских ИП. Хорошо это, плохо ли — это уже другой вопрос.

Российские же власти, как известно, не требуют сертификатов, вернее, контрольные органы РФ практически не проводят проверок. Поэтому российские продавцы совершенно не озабочены наличием сертификатов и на легальный товар. Следовательно, белорусские ИП вынуждены брать товар в Москве без документов. И требования наших предпринимателей предоставить эти документы будут просто проигнорированы — ведь белорусские ИП являются чрезвычайно незначительным сегментом для российского рынка. На уровне статистической погрешности. То есть диктовать условия там наши ИП никак не смогут. Хотя если покупать напрямую у крупных оптовых компаний или у производителей, то там с сертификатами все в порядке.

И самое главное. Судьба беларусских ИП на рынке ширпотреба будет очень и очень печальна при любом раскладе. Скорее всего, они повторят судьбу торговцев продуктами питания, которых практически вытеснили крупные торговые сети своей ценовой политикой. За счет больших оборотов гипермаркеты выигрывают у ИП по цене. Значит, судьбу предпринимателей решит покупатель, который, как известно, голосует рублем. И рублем он голосует все больше в кассах крупных дискаунтеров, супер- и гипермаркетов.

В принципе, это нормальный рыночный процесс. Во всем мире крупные торговцы «давят» мелких и заставляют их искать какие-то ниши. Трагедия белорусского бизнеса как раз в том, что занять иную нишу, кроме розничной торговли практически невозможно.

Например, открыть парикмахерскую, кафе, пекарню, автомастерскую или что-нибудь подобное в Беларуси ой-как не непросто. А ведь сфера услуг — естественная среда обитания малого бизнеса. Но именно государство своими бессмысленными ограничения, многочисленными разрешениями и прочими бюрократическими выкрутасами сделала эту сферу практически недоступной для самых маленьких предпринимателей.