Публикация в рамках Конкурса аналитических материалов

Выборы: предсказуемая неопределенность

Итоги президентских выборов в Республике Беларусь, которые состоялись 19 декабря 2010 года, можно назвать ожидаемыми и неожиданными одновременно. Предсказуемыми оказались официальные результаты голосования. После подсчета голосов было объявлено, что около 80% избирателей проголосовали за действующего президента А. Г. Лукашенко. Однако события 19 декабря удивили даже привыкших к особенностям белорусской избирательной кампании жителей страны и международных обозревателей. Кратко вспомним эти события.

Выборы президента РБ несколько раз проходили по схожему сценарию. Все начинается с досрочного голосования, к участию в котором агитируют значительную часть избирателей. Что же касается самого дня выборов, то и здесь все складывается как по шаблону. Данные независимых эксит-поллов указывают на достаточно низкую поддержку действующего президента. Причем в 2010 году независимые аналитические агентства указывали на необходимость проведения второго тура. Но официальные данные от ЦИКа демонстрируют совершенно иные цифры. Согласно им, уровень поддержки действующего президента находится около планки в 80%. В качестве ответной реакции оппозиционные кандидаты агитируют своих сторонников к участию в акции протеста. И именно здесь белорусский режим проявил себя неожиданно жестко.

Практически сразу после выборов семь кандидатов в президенты были задержаны. А во время самой акции протеста произошли события, оценка которых резко разнится у официальных властей и представителей оппозиционных политических партий и общественных движений. В результате попытки «штурма» Дома правительства акция протеста была жестко подавлена силами милиции и внутренних войск. Задержанными оказались около 700 человек. Было возбуждено уголовное дело о массовых беспорядках, по которому в качестве обвиняемых проходили более 40 человек. Пятеро кандидатов в президенты были признаны виновными в организации и участии в массовых беспорядках и приговорены к различным срокам лишения либо ограничения свободы. [1]

Большинство экспертов сходятся во мнении, что события 19 декабря 2010 года были своеобразной реакцией официальных властей на постепенную демократизацию белорусской политической системы. Происходила она в обмен на экономическую помощь со стороны европейских и международных структур. Однако как только белорусская экономика получила нефтегазовые субсидии от России и экономическую помощь от МВФ, о демократии было решено в очередной раз забыть.

Законодательные корректировки

После президентских выборов 2010 года произошло повышение репрессивности белорусского законодательства. По мнению правозащитника Валентина Стефановича «вопросы, касающиеся реализации гражданских прав, например свободы мирных собраний, ассоциаций, остаются актуальными, поскольку они максимально лимитированы». [2]

Рассмотрим изменения в белорусском законодательстве, которые произошли после президентских выборов 2010 в сфере регулирования деятельности некоммерческих организаций и реализации прав граждан на проведение массовых собраний.

В 1997 году был принят закон «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». [3] Этот закон призван регулировать сферу реализации одного из основоположных прав человека, что является неотъемлемой частью любого демократического общества. Какой же характер имеет реализация права на свободу собраний в Республике Беларусь?

Особенностью закона «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» является то, что его действие не распространяется на все виды массовых мероприятий. Например, местные и республиканские собрания и предвыборные агитационные мероприятия регулируются отдельными законами. Этот факт противоречит европейской концепции свободы собраний, которая предполагает, что «не должно быть отдельных законов для определенных видов общественных собраний».[4] Однако руководство Беларуси может лишь прислушиваться к таким замечаниям, но не обязано их выполнять.

Стоит отметить, что в Резолюции 1857(2012) от 25 января 2012 года ПАСЕ в очередной раз отметила свою обеспокоенность по поводу взаимоотношений между официальными властями РБ и гражданским обществом. В тексте отмечается, что после выборов 2010 года белорусскими властями проводилась продолжительная репрессивная политика в отношении инакомыслящих, активистов гражданского общества и правозащитников.

В новую редакцию Закона «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» было внесено ряд важных изменений. Так, права выступать организаторами массовых мероприятий были лишены все организации республики, чья деятельность была приостановлена по инициативе государства. В то же время инициировать проведение собраний могут граждане РБ, которые достигли совершеннолетия и которые постоянно проживают на территории государства. Но и здесь есть целый ряд ограничительных мер. Так, численность участников не должна превышать 1000 человек. К тому же, в качестве заявителей не могут выступать лица, которые ранее допускали нарушение порядка организации или проведения собрания, в течение года после наложения административного взыскания. Если же в мероприятии предполагается участие более 1000 человек, то его проведение могут инициировать только политические партии, профсоюзы и организации, зарегистрированные надлежащим образом. А это, в свою очередь, затрагивает тему деятельности некоммерческих организаций, которую мы рассмотрим ниже.

Говоря о Законе «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», следует также упомянуть еще один важный момент. Несмотря на то, что свобода собраний гарантирована конституцией, в РБ действует разрешительный принцип проведения мероприятий, а не уведомительный. Таким образом, прописанное в Конституции право на свободные собрания оказывается под пристальным контролем со стороны государства. К тому же, на сегодняшний день желающему организовать массовое мероприятие необходимо приложить немало усилий на пути преодоления многочисленных бюрократических процедур.

Вернемся к вопросу о деятельности некоммерческих организаций (НКО) в РБ после выборов 2010 года. В этом году по инициативе Администрации Президента разрабатывался проект Закона «О некоммерческих организациях». Предполагалось, что его разработка должна была закончиться в декабре 2010 года, а весной 2011 года он должен был быть рассмотрен в парламенте. Однако данные сроки были сорваны. Что же касается текста нового законопроекта, то он официально не был доступен заинтересованным НКО. Однако произошла утечка текста, и общественность смогла с ним ознакомиться. Из документа было понятно, что в предполагаемом законе произойдет усиление требований к регистрации НКО, также была расширена отчетность организаций перед госорганами.

В 2011 году не произошло улучшения положения НКО. Более того, некоторые законодательные нововведения ситуацию только ухудшили. Осенью этого года в законодательстве появилась возможность применения санкции в виде уголовной ответственности за нарушение порядка получения иностранной безвозмездной помощи. Это нововведение было применено на практике в отношении руководителя Правозащитного центра «Вясна» Алеся Беляцкого. За уклонение от уплаты налогов он был приговорен к 4,5 годам лишения свободы.

Вопрос финансирования НКО стал одним из наиболее проблемных. Благодаря тому, что Палатой представителей Национального собрания был одобрен проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь», ситуация с финансированием НКО значительно ухудшилась. Попала под запрет возможность общественным объединениям и их союзам иметь счета в зарубежных банках. Произошло также ужесточение ответственности за нарушение порядка получения иностранной безвозмездной помощи.

Официальные власти стали активнее использовать тактику преследования представителей политических партий, гражданского общества и НКО. Отрицательным образом на деятельности НКО отразилась практика госорганов отказывать в регистрации некоммерческих организаций.

Участие НКО в принятии государственных решений все еще остается слабым звеном в цепочке взаимодействия «государство — гражданское общество». На практике такое взаимодействие все еще остается неурегулированным на уровне законодательства.

Следует также вспомнить, что 2011-й год прошел под знаком экономического кризиса. Резкая девальвация белорусского рубля и продолжительное замешательство властей в сфере регулирования финансовой политики страны привели к росту протестных настроений в обществе. Постепенно все это привело к проведению молчаливых акций протеста в столице и других городах Беларуси. Видимых политических лидеров, которые могли бы стать их вдохновителями, не было. Да и быть их не могло после уголовного преследования экс-кандидатов в президенты РБ. Именно тяжелое финансовое положение заставило даже политически пассивную часть населения выразить свою неодобрительную реакцию в адрес официальных властей.

Прогнозы взаимодействия Беларуси с РФ и ЕС

Вопрос экономического благополучия населения, которое было подорвано в 2011 году и стало отчасти восстанавливаться в 2012 году, заслуживает отдельного рассмотрения.

На протяжении долгого времени экономическая система Беларуси подпитывалась кредитами и субсидиями благодаря умелому геополитическому балансированию между ЕС и РФ.

Как правило, выстраивание взаимоотношений белорусских властей со странами Евросоюза можно охарактеризовать как сложное и весьма противоречивое. Налаживание отношений с ЕС занимает длительное время. В качестве сдерживающего фактора выступают требования по демократизации белорусской политической системы, проведению прозрачных и честных выборов. Однако такие требования могут поставить под вопрос будущее существующего белорусского политического режима. Тем не менее, Минск все же заинтересован в установлении диалога с западными партнерами в силу необходимости снижения экономической зависимости белорусской экономики от России. Однако после очередных президентских выборов отношения с Западом резко ухудшаются, и вся история повторяется сначала. Так произошло и после президентских выборов 2010 года. Как только отношения с ЕС были ухудшены, белорусское руководство вновь активизировало свою деятельность на восточном направлении. Для преодоления экономического кризиса 2011 года Беларуси требовались выгодные контракты с РФ на поставку энергоносителей, а также удержание позиций на российском рынке сбыта.

Вместе с тем 2012 год прошел под знаком сильного влияния России на экономическую политику Беларуси. Являясь основным кредитором белорусской экономики, власти РФ настаивали на приватизации ключевых предприятий. Естественно, в качестве потенциального игрока на рынке РБ является российский бизнес.

В данном контексте следует обратить внимание на модернизацию внешней политики РФ. 12 февраля 2013 президент России В. В. Путин утвердил обновленную Концепцию внешней политики страны. Среди новых понятий особенно выделяется концепт «мягкой силы». [5]Стратегия «мягкой силы» предполагает не «жесткое» навязывание своих интересов соседним государствам, а создание таких условий, в которых партнеры самостоятельно и добровольно пойдут на выгодное сотрудничество. В ситуации с Беларусью это можно расценивать следующим образом. Благодаря кредитованию экономики РБ, Россия оставляет белорусским властям все меньше пространства для маневра. Фактически, происходит постепенная распродажа основных активов страны в обмен на субсидирование белорусской экономики («схема с растворителями») и построение Таможенного Союза.

Естественно, являясь основным кредитором Беларуси на данный момент, Россия распространила сильное влияние на политику Минска. Ввиду этого, можно ожидать, что руководство РБ вновь проявит заинтересованность в возобновлении диалога с ЕС в надежде вернуть ситуацию в русло балансирования между Западом и Востоком.

Публикация в рамкахКонкурса аналитических материалов


[1] Королевич С. Площадь-2010. Урок не впрок. Белорусские новости http://naviny.by/rubrics/politic/2012/12/19/ic_articles_112_180256/

[2] Правозащитник: Лукашенко боится модернизировать даже свою систему Белорусские новостиhttp://naviny.by/rubrics/society/2013/04/01/ic_news_116_413842/

[3] Закон РБ «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», 30 декабря 1997 г. № 114-З. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=h19700114&p2=%7bNRPA%7d

[4] Красильников Ю. Свобода мирных собраний в Беларуси: все, что не запрещено… А что не запрещено? Мережа активістів правозахисного руху http://en.hr-activists.net/blog/svoboda-mirnykh-sobranii-v-belarusi-vse-chto-ne-zapreshcheno-chto-ne-zapreshcheno-0

[5] Мельянцов Д. В России — новая концепция внешней политики. http://belinstitute.eu/ru/node/635

[6] Маніторынг прававога стану няўрадавых арганізацыяў і свабоды асацыяцыяў у Беларусі (Агляд за 2010 год) / Права НДА ў дзеяньні http://ngobylaw.org/images/pdf/osnovnaya_kampaniya/2010_MANITORYNG.pdf

[7] Маніторынг прававога стану няўрадавых арганізацыяў і свабоды асацыяцыяў у Беларусі (Агляд за 2011 год) / Права НДА ў дзеяньні http://ngobylaw.org/images/pdf/osnovnaya_kampaniya/2011_monitoring_RU.pdf