Правозащитная деятельность может быть эффективной, способствующей политической модернизации, только при условии адекватного понимания сути режима, установившегося в стране. Ограниченные ресурсы — денежные, людские, организационные, распределяемые на защиту самых различных прав, без учета специфики состояния общества и принципов современного государственного управления по незнанию могут быть использованы для сохранения консервативной политической системы.

Режим, установившийся в Беларуси, не является тоталитарным, для которого характерны террор, массовые репрессии и тотальная пропаганда, ни авторитарным в привычном понимании слова, ни демократическим, с общепризнанными правами и ответственностью. Сохраняя некоторое сходство с поздней советской системой, используя ее институциональные формы — парламент, силовые структуры, средства массовой информации, суд и т. д., квазиавторитарный режим в Беларуси представляет особую форму насилия в интересах президента Лукашенко и корпоративных целей российских спецслужб.

То государственное насилие, которое пронизывало все советское общество, сегодня свернуто до размеров принципа самосохранения власти и не является всеобщим. Само насилие приобрело иные характеристики и использует современные технологии и методы спецслужб. Репрессии, применяемые против отдельных групп, имеют ограниченный и профилактический характер. Более значимыми формами подавления модернизационных интересов общества являются манипуляционные и шоковые технологии.

Российское телевидение, широко вещающее на территории Беларуси, целенаправленно низводит граждан до состояния апатичных и покорных телезрителей, неспособных к критическому осмыслению общественных проблем и коллективным действиям. Шоковые технологии, угроза терактов, взрывы и другие подобные события, призваны парализовать население, обусловливают равнодушие людей, заставляют их привыкать к тому, что опасность везде и всюду. Государственное управление массами сегодня осуществляется не с помощью тотальных сталинских репрессий, и даже не с помощью точечных репрессий, как в брежневские времена, а в основном за счет информационного манипулирования и нагнетания опасности, неизвестно откуда способной возникнуть.

При таком режиме, установившемся в Беларуси при поддержке спецслужб, режиме, приведшем к апатии и безразличию населения, прогнозировать политическую мобилизацию граждан не представляется возможным. Как свидетельствует история последних почти двадцати лет массовые акции протеста привлекают все меньше сторонников. Протестный потенциал общества блокируется манипуляционными и шоковыми технологиями, а также частично репрессивными действиями властей. Более того, массовые акции, как например, акция 19 декабря 2010 года, превращаются в инструмент дискредитации оппозициии внешнеполитической изоляции страны.

Традиционно предоставляемая помощь людям, пострадавшим от репрессий в результате участия в массовых акциях, не позволяет кардинально улучшить ситуацию в правозащитной и оппозиционной деятельности. Конечно, те, кого избивают на митингах, садят в тюрьму или присуждают штрафы за участие в массовых акциях, нуждаются в поддержке и компенсации моральных и материальных потерь. Но «уличные бойцы», участники массовых акций, к сожалению, сегодня уже не являются героями нашего времени, времени, в котором доминируют апатия и безразличие.

В нынешней ситуации первоочередной задачей оппозиции является противодействие манипулиционным технологиям властей, зомбирующим население. Точкой отсчета является не улица, а борьба за умы граждан, за их адекватное представление о действительности, за их понимание социальных проблем и реальных действий властей, –вот важнейшее направление оппозиционной активности. Независимые лидеры мнений в самых разных областях, имеющие влияние на коллективное сознание, только они могут вывести общество из состояния апатии и отчуждения. Деятельность таких лидеров должна получить самую различную поддержку, в том числе правозащитную. Белорусские писатели и поэты, артикулирующие национальные интересы и гражданские свободы, выдающиеся аналитики и эксперты, выражающие модернизационные потребности страны, независимые журналисты, политики и правозащитники, с риском для жизни выполняющие профессиональный долг, способны разбудить общество и выстраивать демократические институты.