Глава государства в очередной раз потребовал разгрузить, забитые «под завязку», склады предприятий, одновременно свалив вину за наши складские запасы на Европу и Россию. Президент Беларуси Александр Лукашенко требует от правительства решить проблему затоваренности складов, используя различные инструменты. «Что происходит в мире, всем нам известно, правительству тем более. Естественно, что российские и западноевропейские рынки просели, если не сказать больше о Европе, — отметил глава государства в связи с этим. — Что тут скрывать, Россия пытается в этой ситуации защитить своих товаропроизводителей, в том числе производителей сельхозтехники, что недопустимо в Таможенном союзе, коль мы действительно пытаемся построить еще более тесный союз. Но надо понять и Россию: своя рубашка ближе к телу».

Отчасти дела так и обстоят. Но «просевшие» рынки — это причины, на которые Беларусь воздействовать не может. Мы же обратим внимание на внутренние причины, которые скорректировать можно. Конечно, если есть реальная заинтересованность исправить ситуацию, а не просто объяснить свои провалы некими внешними «происками».

Вот, к примеру, в последнее время приходит все больше и больше сообщений, что не только Россия «просела», но и очень сильно просело качество, поставляемых на экспорт белорусских товаров. При этом цена на них неадекватно выросла. Во всяком случае, если сравнивать наши товары с товарами других стран включая российские товары. Недавно сайт Товарищ.online приводил мнение российских экспертов о белорусских продуктах. Как оказалось, они по качеству ничем не лучше российских аналогов, а вот стоят в несколько раз дороже: «Ничего вечного не бывает. И вот витебская колбаса стала отдавать бумагой, вкус минских творожков перебивается крахмалом, а в брестском хлебе — сплошные консерванты».

То, что качество наших продуктов заметно снизилось я, как потребитель, и сам ощутил. А вот цены на них заметно выросли, причем и в долларовом эквиваленте. Иногда наше «качество» просто приводит в недоумение. Когда не зажигается пятая подряд борисовская спичка, то это, возможно, мало кого удивляет. Но если учесть, что цену на свою продукцию борисовчане поднимают с темпом, в разы превосходящим инфляцию, то шутки шутками, а серьезное разбирательство проводить-таки надо. Понятно, не только в этом случае надо, это один из многих примеров, причем все же не самый клинический.

Можно предположить, что хоть на экспорт белорусские производители поставляют товар более высокого качества, но, оказывается, то же самое: некачественно и дорого. Кто же такую продукцию будет брать? Тем более, что у россиян, в отличие от нашего потребителя, альтернатив много. После вступления страны в ВТО российский рынок начинает открываться для товаров со всего мира.

Журнал «За рулем» несколько лет назад провел опрос по поводу наших МАЗов. Мнение российских дальнобойщиков можно было резюмировать одной фразой: «В МАЗ никогда больше не сяду». Кстати, практически никто из белорусских дальнобойщиков тоже не ездит на МАЗах. Так что проблема с качеством существует, и это проблема давняя. Но никто ее решением не занимался. Просто раньше альтернатив у тех же россиян было поменьше, а сейчас многие европейские и китайские производители грузовиков открыли в России свои сборочные производства, альтернатив теперь очень много. Так что, действительно, теперь можно реально в МАЗ больше не садиться. И ситуация за последние годы если и изменилась, то только к худшему. Вот, к примеру, недавнее мнение эксперта Мечислава Бурака: «Я был в Москве, знаю, что такое для них МАЗ. Есть ребята, которые были готовы покупать эти МАЗы. Купили один, второй, а потом плевались — только не говорите нам про МАЗ. Уже так наелись наших МАЗов, что никто покупать не хочет. Нас сейчас учат: мол, экономика в России падает, поэтому меньше покупают техники. Чушь. Люди уже напокупались и знают, что такое МАЗ. Слышать даже не хотят. На тебе 100 рублей, только не говори о своем МАЗе, все».

В связи с этим, очень сомнительно, что и в Гане с Камеруном и Сомали, на которые мы нацелились, белорусские товары найдут ажиотажный спрос. То есть надо сначала не в Африку идти, а в собственные цеха, добиться чтобы там выпускалась качественная и приемлемая по цене продукция. Тогда и потребителя будет легче найти, и, быть может, даже в местах, где у потребителя есть реальные деньги, а не только в Сомали и Гане.

Так что главная проблема — в низком качестве и слишком высокой для такого качества цене белорусских товаров, а не только в просевших рынках или во вступлении России и всех наших соседей в ВТО. Хотя и вступление в ВТО на фоне нашего невступления тоже свою роль играет. Более качественные и, зачастую, более дешевые, чем белорусские, товары со всего мира стали более доступны для россиян и других наших соседей — стран Балтии, Украины, Польши и других стран. Вот они и перестают «купляць беларускае». К слову: и сами белорусы тоже не хотят «купляць» свое и при первой же возможности приобретают импортный товар. Другое дело, что у нас пока возможностей в этом отношении меньше, чем у тех же россиян. Но и нам со временем придется таки открывать рынок для более дешевых и качественных товаров из других стран. А это уже может привести не просто к затовариванию складов, а к полному краху нашей неэффективной «индустрии». Но наши власти, видимо, считают, что лучше убить, чем реформировать. Что ж, их выбор, но долго ли после этого продержится и сама власть?