Сумма энергетических субсидий, полученных Беларусью от России за счет льготных цен на энергоресурсы, в 2012 году составила около USD10 млрд, считают эксперты Института экономики Национальной академии наук Беларуси. «Только за счет льготных цен на энергоносители Республика Беларусь в 2012 году сэкономила около USD10 млрд», — сказано в статье сотрудников института, опубликованной в ведомственном журнале Нацбанка Беларуси «Банковский вестник». И это при том, что наши исследователи скромно не учли «растворительный бизнес», а это еще примерно USD2 млрд. Кроме того, как сообщает АФН, беспошлинный импорт российской нефти в РБ позволяет экономить значительные средства на процентах по банковским кредитам на закупку этой нефти. В случае уплаты упомянутой пошлины — USD 8,4 млрд, нефтетрейдерам пришлось бы отдать банкам примерно десятую часть этой суммы (ставки по нефтяным кредитам составляют 10-12% годовых) или порядка USD800 млн. Таким образом, Институт экономики не включил растворительно-кредитные дотации на сумму порядка USD2,8 млрд. В совокупности по итогам года все это дает USD12,7 млрд. или более USD1 млрд ежемесячно, передает АФН.

К этой сумме следует добавить прямые денежные вливания в виде кредитов и прочих поступлений, тоже исчисляющиеся миллиардами долларов. Так что, учитывая, что ВВП у нас генерируется Белстатом, а дотации реальные, создается впечатление, что практически только за счет последних страна и выживает. Во всяком случае, если посчитать не ВВП на душу населения, а полученные на руки деньги, то очень похожая сумма как раз и получается. Да, есть у нас и экспорт хлоркалия, но это только USD 3 млрд в год против почти пятикратно превосходящей суммы дотаций и преференций.

В принципе, про это писалось много. Но в данном случае интересно проследить связь между масштабными дотациями и ростом богатства. Или отсутствием такового роста, как в нашем случае. Ведь не для кого не секрет, что несмотря на вышеупомянутые цифры, Беларусь продолжает оставаться бедной страной, одной из самых бедных в Европе и самой бедной среди своих партнеров по ЕЭП. Так что, получается, что дотации и преференции богатства нашему народу не принесли. Разве что его отдельным «особым» представителям. Впрочем, наш случай не уникален. Вот, к примеру, россияне проводили исследования по своим дотационным регионам (Беларусь ведь у них не единственный дотационный «регион»). Вывод, если сказать коротко, однозначный: дотации не приносят богатства. Простое перенаправление денег в наиболее нуждающиеся регионы не меняет ситуацию — оно способно немного поднять жизненный уровень, но не оживить региональную экономику, пишет «КоммерсантЪ-Власть». Это псевдоуравнительная политика (при возрастающем объеме перераспределяемых ресурсов межрегиональное неравенство возрастает), объективно поощряющая иждивенчество.

В принципе, это общая тенденция. Мировой опыт свидетельствует: те, кто подсел на внешнюю помощь, богатыми не становятся. Во всяком случае, исключения из этого правила привести сложно. Швейцарию, скажем, никто никогда не дотировал и не дотирует, нефти и газа у них тоже нет, но швейцарцы богаты. И Сингапур тоже никто не дотировал, и Сингапур также богат. Нас же дотируют, но мы бедны. Так что работать самостоятельно, не рассчитывая на внешнюю помощь, — это более адекватный путь к богатству, нежели «профессиональное нищенство». Тем более не факт, что Россия всегда будет кормить Беларусь «в обмен на поцелуи». Потребует (и уже начинает требовать что-то взамен). Кабанчик тоже может думать, что его кормят исключительно из любви, но на самом деле цели откорма могут быть иными, как мы знаем.

В принципе, вышеизложенное не является призывом к немедленному отказу от внешних дотаций и преференций. Но раз такое вспомоществование никого и никогда не сделало богатым, не стоит стремиться получить его любой ценой. То есть вне зависимости от дотаций и даже вопреки им, стоит наконец задуматься о преобразованиях в экономике, все же добиться того, чтобы она производила больше, чем потребляет. А у нас пока, если отбросить сумму дотаций, получается просто огромный, катастрофический минус.