Официальная гендерная политика в системе среднего образования прошла длительный период своего становления с момента обретения республикой независимости в 1991 г. Политика государства в отношении гендерного равенства находит свое отражение в системе образования, как на государственном уровне в виде законодательных документов, очерчивающих сферу деятельности системы образования, так и на уровне нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь и местных органов Управления образования.

В рамках данной статьи будет представлен анализ дискурсов пола и гендера в официальной школьной образовательной политике постсоветской Беларуси. В качестве основных источников информации использовались Сборники нормативных документов Министерства образования и материалы «Настаўніцкай газеты», которые также содержат нормативные документы, регламентирующие деятельность системы образования, в общем, и школы в частности.

Анализ разнообразных документов позволил условно выделить несколько периодов в институциализации воспитательных компонентов, затрагивающих тем или иным образом проблематику гендерных отношений.

1991-1995 — период постановки проблемы

Период с 1991 по 1995 годы связан с процессом становления национальной системы образования в связи с обретением государством независимости. В этот период определяются приоритетные направления работы в системе образования и, помимо всего прочего, не остается без внимания и проблема взаимоотношений полов. Данный период связан с возникновением дискуссий, осмысляющих вопросы сексуальности, семьи как социального института и отношений полов. Эти дискуссии предвосхищают институциализации гендерного воспитания в Беларуси, стимулируют становление семейного воспитание и определяют исключенность темы сексуальности из официальной риторики.

В этот период доминирующими становятся обсуждения трансформаций института семьи, сферы сексуальных отношений. Так в «Настаўніцкай газете» в анализируемый период было представлено несколько статей, посвященных теме сексуальности. Основная суть всех статей сводится к обсуждению кризиса института брака, который является причиной «выхода» сексуальных отношений из приватной сферы в публичную. Эксперты высказывают тревогу в связи с распространенностью сексуальных отношений вне брака между юношами и девушками.

«Як зараз будуюцца адносіны дзяўчынак з хлопчыкамі? Нярэдка адразу пасля дзіцячых запісак „Давай з табой сябраваць“ хлоппцы-вучні 7-га ці 8-га класа пераходзяць да палавога акта. Хто з іх „правакатар“, хлопчык ці дзяўчынка? Відаць, часцей за ўсё дзяўчынка. Не зважаючы на асаблівасці мужчынскага арганізма, не ведаючы фізіялогіі сваіх аднагодкаўб дзяўчынка смела ідзе на збліжэнне, пачынаючы з „цнатлівых“ пацаланкаў. Хлопчык жа, не абцяжараны фізічнай працай, добра накормлены, нашпігаваны відэаінфармацыяй, ідучы на палавы кантакт, не думае пра вынікі» [1].

Подобные статьи находятся в пространстве дискурса возвращения «традиционной семьи», требующего регламентирования сексуальных отношений и их легитимации лишь в рамках зарегистрированного брака. Все это актуализирует проблему «полового воспитания», приобщения учащихся к семейным ценностям, что в итоге на последующих этапах отразится в рамках программ «гендерного воспитания». Именно такая рамка понимания воспитания становится доминирующей. Происходит реставрация идеи традиционной семьи с мужским главенством и женой — домашней хозяйкой. Российская исследовательница Л. В. Штылева [2] рассматривает данный феномен в контексте патриархатного ренессанса как тенденцию вытеснения женщин из профессиональной и публичной сфер и распространение идеологии «естественного предназначения.

Соответственно на страницах «Настаўніцкай газеты» дискуссии выстраиваются вокруг концептов «кризиса института семьи» и «возрождения традиционной семьи». При этом в сохранении традиционной семьи видится залог существования и развития страны/нации: «Абаронім сям’ю — абаронім дзяцінства, а значыць уратуем будучае» [3].

Украинская исследовательница Татьяна Журженко [4] отмечает, что в большинстве постсоветских стран политические и социально-экономические трансформации сопровождались возрождением традиционалистских ценностей и серьезными изменениями в официальной идеологии семьи и семейной политике. Возврат к традиционной семье рассматривался как одна из стратегий «обновления» общества и избавления от коммунистического тоталитарного наследия, возврата к «естественным» гендерным ролям.

«Да пабудовы СССР існавала і эфектыўна працавала на выхаванне любві, гарманізацыі інтымна-шлюбных і сямейных адносін народная, выпрацаваная часам, сістэма маральна-палавога выхавання моладзі … Добра ці дрэнна, але гэтая сістэма трымала на плаву жыцця інтымную таямнічасць і хвалюючую трапятлівасць кахання паміж мужчынам і жанчынай. Усім было знаёма паняцце мужчынскай і жаночай годнасці, шанавалася і апявалася нявіннасць, жаночая — асабліва. Новая сацыялістычная ідэалогія ўглядзела ў гэтай сістэме крамолу для камуністычнай дактрыны … Традыцыі сям’і страчаны амаль поўнасцю, набыццё ж новых толькі зараджаецца ў нетрах жорсткага маральна-палавога крызісу» [5].

Соответственно важным становится работа по пропаганде повышения престижа института семьи.Так в № 68-69 за 1992 год «Настаўніцкай газеты» представлена Концепция образования и воспитания в Беларуси. Основным направлением реализации данной концепции становится «Семейное воспитание», которое предполагает реализацию мер по повышению престижа семьи, подготовке молодежи к семейной жизни и воспитанию детей, изучению актуальных вопросов семейного воспитания и созданию условий для помощи семьям [6].

В свою очередь в методических рекомендациях Минобразования на 1992/1993 учебный год впервые появляется такое направление воспитательной работы, как формирование семейно-бытовой культуры:

»…сямейна-бытавая культура, у аснове якой глыбокая і ўсёперамагаючая мацярынская і бацькоўская любоў да дзяцей, шанаванне бабуль і дзядуль, іншых родзічаў, прадаўжэнне запаветаў бацькоў і дзядоў, вывучэнне радавода, гісторыі роднага месца, жыцця па нормах маралі і этыкету» [7].

Таким образом, в период с 1991 по 1995 годы в становлении национальной системы образования намечаются основные направления воспитательной работы школ, что впоследствии окажет влияние на специфику гендерной политики в стране. И, прежде всего, это доминирование дискурса возрождения института традиционной семьи и соответственно традиционных ролей женщины и мужчины.

1996-2000 — период институциализации семейно-полового воспитания

В период с 1996 по 2000 годы были приняты первые законодательные документы, напрямую связанные с гендерной политикой государства. 6 июня 1996 г. был принят Национальный план действий по улучшению положения женщин на 1996–2000 годы [8]. Данный план был первым в своем роде законодательным документом в стране, затрагивающим гендерную проблематику, проблемы положения женщин в обществе, вопросы гендерного равенства. Однако этот документ содержательно не охватывал систему среднего образования. Таким образом, до 2001 года не предполагалось проведения никаких мероприятий по вопросам гендерного равенства в системе среднего образования. Также вопрос «сексуального воспитания» все меньше появляется на страницах газеты и отсутствует в нормативных документах.

Однако именно в этот период времени в нормативных документах впервые морально-половое воспитание становится одним из направлений воспитательной работы, что предполагает следующее: «Главной его целью является усвоение личностью своей половой принадлежности, формирование культуры половых отношений … Морально-половое воспитание должно быть ориентировано на половое и репродуктивное здоровье молодого поколения как компонента социального здоровья общества» [9].

Также в № 38 за 1999 г. представлена переработанная Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, в соответствии, с которой одним из направлений воспитательной работы в системе образования становится «Культура семейных отношений». Это воспитание предполагает обретение учащимися бытовых навыков ведения домашнего хозяйства, а также формирование отношения к семье как высшее ценности и готовности к созданию семьи. Однако, кроме бытовой культуры, воспитание культуры семейных отношений также содержит блок — культура пола (половых отношений), которое включает в себя следующее:

»…формирование у учащихся представлений о жизненном предназначении мужчин и женщин; присущих им положительных особенностях и черт характера; раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей девочек — девушек, мальчиков — юношей; формирование представлений о мужском и женском достоинстве, этическом смысле красоты детства, юношества, взрослости, старости, действительной красоты человека» [10].

В качестве основных критериев сформированности культуры половых отношений выступает наличие у мальчиков качеств, характерных для мужского пола (смелость, рыцарство, трудолюбие, физическая сила, умение преодолевать трудности и готовность прийти на помощь женщине и защитить ее), а для девочек — качеств, характерных для женского пола (доброта, женственность, мягкость, терпеливость, умение прощать, забота) [11].

В 2000 г. эта концепция была доработана и несколько изменена. Воспитание культуры половых отношений было заменено воспитанием гендерной культуры. Однако содержательное наполнение данного направления воспитательной работы изменено не было. Суть изменения заключалась в смене названия. Воспитание гендерной культуры предполагало сформировать «правильное» понимание о предназначении мужчины и женщины, их статусе, функциях, взаимоотношениях в обществе и семье [12].

Таким образом, воспитание половой/ гендерной культуры осуществляется строго в соответствии с полоролевым подходом, который предполагает освоение женских и мужских ролей как основы социализации учащихся. В данный период времени впервые появляется понятие «гендерная культура», которое, однако, по содержанию репрезентируется лишь как эквивалент «половой культуры».

2001-2006 — усиление практик имплементации семейного воспитания, номинальное существование гендерного воспитания

Второй Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2001–2005 годы [13] был принят 8 мая 2001 г. Постановлением Совета Министров РБ № 670. Данный план и все последующие (на 2008-2010 [14], 2011-2015 [15]) уже включают в себя и мероприятия в системе среднего образования.

18.12.2003 принят Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 годы [16], который в свою очередь закрепил в качестве одного из приоритетных направлений работы системы образования укрепление института семьи, упрочение ее статуса и повышение роли семейных ценностей.

В рекомендациях на 2003/2004 [17]учебный год отмечается важность приобщения учащихся к семейным ценностям через изменения в учебных курсах и программах. В последующие годы эта тема развивается все больше. Так, в методических рекомендациях на 2004/2005 [18] и 2005/2006 учебные годы [19] по организации воспитательной работы, указывается такое направление работы, как «Работа с семьей. Социальная защита детства. Профилактика социального сиротства»:

«Важным приоритетом должна остаться работа коллективов учреждений образования по подготовке учащейся молодежи к семейной жизни, усвоению традиционных семейных ценностей, ответственному выполнению родительских (материнских и отцовских) обязанностей. В этой связи в октябре текущего года состоится международная научно-практическая конференция „Проблемы формирования у учащейся молодежи ответственного отношения к семье“ [20].

Таким образом, дискурс возрождения института семьи все больше закрепляется и в системе образования. Роль женщины и ее положение рассматриваются сквозь призму этого ведущего дискурса. Появление дискурса гендера на данном этапе характеризуется изолированностью от ведущих дискурсов системы среднего образования. Дискурс гендера представлен только на государственном уровне и не актуализирован на уровне местных органов управления образования.

2006-2012– институциализация семейно-гендерного воспитания

В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь 2006 года закрепляется два приоритетных направления воспитательной работы в учреждениях образования:

— «гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе»;

— «семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей» [21].

Соответственно в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006–2010 годы [22] предлагаются для реализации конкретные мероприятия в учреждениях образования, а именно информационно-просветительские и воспитательные мероприятия по типу «Воспитание ответственного семьянина» или приуроченных к Дню семьи, Недели матери, изучение истории семей, создание семейных летописей или газет, а также мероприятия, направленные на преодоление гендерных стереотипов и дискриминации по признаку пола.

В свою очередь, методические рекомендации по организации воспитательной работы в 2006/2007 [23], 2007/2008 [24] и 2008/2009 [25] учебных годах также представляют в качестве одного из основных направлений — повышение роли семьи, ответственности родителей в воспитании детей и подготовка молодежи к семейной жизни:

«Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в новом учебном году будет формирование культуры семейных отношений, повышение родительской ответственности за воспитание детей, сохранение и укрепление семейных ценностей» [26].

Кроме того, включено описание и гендерного воспитания учащихся:

«В учреждениях образования предусматривается проведение систематической работы по гендерному воспитанию детей и учащейся молодежи, направленной на искоренение гендерных стереотипов и дискриминации в обществе, формирование уважительного отношения к представителям обоего пола, пропаганду партнерских отношений между супругами в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства, формирование позитивного отношения современных девушек к материнству, предотвращение всех форм насилия и торговли людьми» [27].

На 2008/2009 учебный году Министерством образования утверждены программы факультативов и курсов по выбору — «Человек в мире семейных отношений», «Семья в жизни человека», «Основы гендерной культуры» [28].

Соответственно, согласно Кодексу об образовании, принятому в 2011 году гендерное и семейное воспитание являются одними из основных направлений воспитания. В новом Кодексе описание воспитательных компонентов не претерпело изменений, а скорее отразило то, что было легитимировано в системе образования уже на протяжении длительного периода.

Гендерное воспитание, согласно Кодексу об образовании, направленно на формирование представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе [29]. Подобное понимание «гендерного воспитания», по сути, подменяется полоролевым подходом, который некритично воспроизводит традиционное понимание мужских и женских ролей.

В свою очередь семейное воспитание призвано формировать ценностное отношение к семье и воспитанию детей [30]. Этот компонент воспитания акцентирует внимание на транслировании ценности именно семейного жизнеустройства каждого обучающегося в перспективе.

Таким образом, полоролевой подход продолжает оставаться основной парадигмой для институциализации того типа воспитания, которое обозначается как «гендерное воспитание». Оно характеризуется в современной белорусской школе следующими моментами: подчеркивание, акцентирование различий между полами; ориентация на «особое предназначение» мужчин и женщин; ориентация на создание семьи и рождение детей. Дискурс возрождения «традиционной семьи» становится ведущим и является основанием становления гендерного подхода в образовании.

Выводы

Резюмируя исследование можно обозначить основную специфику «внедрения» каждого воспитательного компонента, касающегося гендерной проблематике, в систему образования в Беларуси на протяжении периода с 1991 по 2012 годы:

Семейное воспитание как направление воспитательной работы начинает реализовываться с момента распада СССР и обретением Беларусью независимости в 1991 г. При этом дискурс семьи носит характер возвращения традиционной семьи, что декларируется практически сразу в нормативных документах. До сих пор это направление является доминирующим на фоне всех остальных, оказывая значительное влияние на их содержательной наполнение.

Половое / сексуальное воспитание появляется в дискурсе системы среднего образования в 1991 г. и тесно переплетается с семейным воспитанием. Следует отметить, что необходимость данного направления воспитания декларируется только в официальных СМИ и не появляется в нормативных документах. До сих пор ни в одном действующем документе, как на уровне правительства, так и на уровне Министерства образования и подчиненных ему структур, юридически не прописана необходимость проведения каких-либо мероприятий по вопросам сексуальных отношений. Поэтому элементы сексуального образования или просвещения присутствуют лишь в качестве составного компонента официально признаваемых и социально легитимных направлений воспитательного процесса.

Гендерное воспитание появляется с 2000-х годов как направление воспитательной работы, предполагающее сформировать «правильное» понимание о предназначении мужчины и женщины, их статусе, функциях, взаимоотношениях в обществе и семье.Подменяется сама суть гендерного подхода в воспитании, который призван освобождать учебно-воспитательный процесс от жестких и ригидных установок в отношении пола. Система же образования в Беларуси, наоборот, продолжает, используя понятие «гендерное воспитание», воспроизводит традиционный полоролевой подход.

---------------

[1] Зялёны секс // Настаўніцкая газета, № 56, 1991. С. 3.

[2] Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЭР СЭ, 2008.

[3] Абарнонім дзяцінства — уратуем будучае // Настаўніцкая газета, № 85, 1993. С. 2.

[4] Журженко Т. Гендерные рынки Украины: политическая экономия национального строительства. Вильнюс: ЕГУ, 2008.

[5] Формула кахання // Настаўніцкая газета, № 45-46, 1994. С. 7.

[6] Канцэпцыя адукацыі і выхавання ў Беларусі // Настаўніцкая газета, № 68-69, 1992. С. 3-5.

[7] Выхаваўчая работа ў 1992-93 навучальным годзе // Настаўніцкая газета, № 68-69, 1992. С. 2.

[8] Национальный план действий по улучшению положения женщин на 1996–2000 годы. http://www.lawbelarus.com/repub/sub26/texf0603.htm

[9] Метадыччныя рэкамендацыі па выхаваўчай рабоце на 1997 — 1998 навучальны год // Настаўніцкая газета, № 67, 1997. С. 2.

[10] Канцэпцыя выхавання дзяцей і навучэнскай моладзі ў Рэспублікі Беларусь // Настаўніцкая газета, № 38, 1999. С. 3.

[11] Там же.

[12] Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Настаўніцкая газета, № 21, 2000. С. 3.

[13]Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2001–2005 годы. http://www.levonevski.net/pravo/razdel5/num5/5d5888.html

[14] Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2008–2010 годы. http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic14/text093.htm

[15] Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2011–2015 годы. http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C21101101&p2={NRPA}

[16] Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 года. http://www.adu.by/modules.php?name=News&file=article&sid=1376

[17] О совершенствовании воспитательной работы в 2003/2004 учебном году // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі, № 10, 2003. С. 26-46.

[18] Особенности организации воспитательной работы в 2004/2005 учебном году // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі, № 21, 2004. С. 24-48.

[19] Основные направления организации идеологической и воспитательной работы в 2005/2006 учебном году // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэртсва адукацыі, № 19-20, 2005. С. 6-32.

[20] Там же, С. 17.

[21] Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі, № 2, 2007. С. 11.

[22] Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі, № 11, 2007. С. 3-33.

[23] Особенности организации идеологической и воспитательной работы в 2006/2007 учебном году // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі, № 19-20, 2006. С. 6-29.

[24] Особенности организации идеологической и воспитательной работы в 2007/2008 учебном году // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі, № 21, 2007. С. 25-49.

[25] Особенности организации идеологической и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях 2008/2009 учебном году // Настаўніцкая газета, № 92, 2008. С. 2-3.

[26] Там же, С. 3.

[27] Там же, С. 3.

[28] Там же, С. 3.

[29] Кодекс об образовании 2011:статья18:20–21

[30] Кодекс об образовании 2011:статья18:20–21