Возврат к докризисной модели роста, который наблюдается в последние месяцы, может привести к быстрому росту внешнеторгового дефицита и как следствие — увеличению потребностей в заимствованиях. Об этом говорится в Ежемесячном обзоре экономики Беларуси, подготовленном Исследовательским центром ИПМ. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, какую политику предпочтут проводить экономические власти.

«В первом квартале 2013 года продолжилась реализация экономической политики, направленной на стимулирование внутреннего спроса. Однако эффективность такого „режима роста“ вызывает сомнения», — говорится в бюллетене. Желание экономических властей стимулировать внутренний спрос можно объяснить тем, что сделать это гораздо проще и быстрее, нежели добиться увеличения доходов от экспорта.

Напомним, что уже в прошлом году после закрытия «растворительных» схем экспорт перестал быть значимым фактором роста белорусского ВВП. «В третьем квартале 2012 года экспорт перестал быть источником экономического роста, и на первый план вышло потребление домашних хозяйств. В четвертом квартале экспорт продолжал терять позиции, и его вклад в рост ВВП стал отрицательным. Несмотря на то, что в этом периоде внутреннее потребление росло очень быстро, в четвертом квартале произошло снижение ВВП. Таким образом, важный урок прошлого года заключается в том, что попытки стимулировать внутренний спрос не приводят к росту экономики», — отметил директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

В начале текущего года экономические власти переключили внимание со стимулирования роста путем увеличения доходов населения на разогрев инвестиционного спроса. Основные меры в этом направлении связаны с активизацией кредитования, в том числе путем снижения процентных ставок. Александр Чубрик полагает, что «можно ожидать новых мер по стимулированию инвестиционного спроса в связи с тем, что модернизация, которую экономические власти понимают как обновление основных фондов, объявлена приоритетом».

Эксперты отмечают, что сегодня проведение стимулирующей политики является более рискованным, нежели в 2012 году. Если годом раньше белорусские товары имели на внешних рынках ценовые преимущества, связанные в частности с эффектом девальвации 2011 года, то теперь ситуация изменилась. «К 2013 году значительная часть преимуществ во внешней ценовой конкурентоспособности была утрачена. Кроме того, усилились неблагоприятные тенденции на внешних рынках и снизились возможности для наращивания энергетического экспорта», — сказано в Ежемесячном обзоре экономики. То есть рост экспорта находится под сомнением, а вот увеличение импорта становится все более вероятным сценарием развития событий. Ведь рост доходов населения чреват увеличением потребительского импорта, а удешевление кредитных ресурсов для предприятий может вылиться в рост инвестиционного и промежуточного импорта. «В условиях ограниченного потенциала для роста экспорта политика стимулирования внутреннего спроса будет быстрее приводить к росту внешнеторгового дефицита, запасов готовой продукции, а также, вероятно, к накоплению внешнего долга», — сказано в Ежемесячном обзоре экономики.

Дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, какую стратегию действий выберут экономические власти в случае увеличения дефицита валюты в результате роста внешнеторговых дисбалансов. «Правительство может попытаться профинансировать возникающие дисбалансы за счет увеличения внешнего долга в надежде на то, что в результате модернизации вырастет экспорт. Еще один вариант развития событий — обесценение белорусского рубля, хотя его глубину предсказать довольно сложно. Кроме того, гипотетически возможна ситуация, при которой экономические власти не смогут пополнять золотовалютные резервы за счет заимствований и, чтобы не допустить обвала национальной валюты и потери резервов, пойдут на ограничение роста доходов и инвестиций», — считает Александр Чубрик.