Прошло более полугода со дня возвращения Министерства финансов к опыту размещения валютных облигаций для юридических лиц — резидентов Беларуси. Как показала практика, Минфину этот инструмент понравился, и он будет использоваться в качестве альтернативы внешним заимствованиям в виде евробондов. Причем, если судьба третьего выпуска евробондов пока остается неопределенной, то относительно размещения облигаций для резидентов Минфин уже определился — по крайней мере USD 300-400 млн. будет заимствовано на внутреннем долговом рынке в 2013 году.

В 2013 году Минфин успел разместить три выпуска государственных облигаций для юрлиц в иностранной валюте (ВГДО) общим объемом USD 135 млн. (в 2012 году объем эмиссии составил USD 278 млн.). При этом Минфин вернулся к продаже валютных облигаций через аукцион, что, по мнению министерства, позволит увеличить интерес со стороны покупателей к этому инструменту.

Анализ размещенных выпусков валютных облигаций для юридических лиц позволяет сделать ряд выводов, которые объясняют интерес Министерства финансов к этим бумагам.

Наиболее значительное для государства преимущество валютных облигаций для резидентов-юрлиц в том, что с покупателями можно договориться относительно срока и стоимости заимствований.

Уже размещенные ценные бумаги не позволяют установить закономерность между сроком обращения ценных бумаг и ставкой купона по ним.

Из восьми размещенных выпусков ВГДО три имеют срок обращения 3 года, еще три — 3,5 лет и два — 4 года. Примечательно, что именно два выпуска наиболее длинных бумаг размещены под самые низкие ставки доходности — 6,9% годовых (101 выпуск, размещен 22 апреля 2013 года) и 7% годовых (98 выпуск, размещен 21 декабря 2013 года). Хотя, учитывая степень неопределенности перспектив платежеспособности эмитента на этот период, зависимость срока обращения бумаг и ставки доходности должна быть прямо пропорциональной.



Объясняется такой парадокс исключительным статусом сделок по купле-продаже облигаций, что позволяет Минфину в течение длительных переговоров согласовывать условия продажи ценных бумаг. Причем очевидно, что Минфин делает ставку на то, что он предлагает покупателям условия лучше, чем на депозитах банков, не говоря о рисках покупателя в связи со спецификой облигации как финансового инструмента. Возможно, с «популяризацией» такой формы размещения облигаций, как аукцион, закономерность между сроком обращения бумаг и ставкой доходности будет более понятной.

На данный момент к вторичному обращению допущены практически все выпуски размещенных государственных облигаций в иностранной валюте. Исключение составляет лишь выпуск 100, который был продан на аукционе. Однако его допуск к обращению может произойти в самое ближайшее время.

Возвращая возможность вторичного обращения валютных гособлигаций, государство решало две задачи: получить рыночную оценку своих бумаг и соответственно иметь дополнительный аргумент при обсуждении стоимости следующих заимствований, а также предоставить первым покупателям возможность цивилизованно выбросить бумаги в рынок.

Однако фактически лишь несколько выпусков облигаций ушли во вторичное обращение. В частности, на Белорусской валютно-фондовой бирже обращались три выпуска — 85, 87 и 88. По всем трем выпускам во время вторичного обращения произошло снижение ставок доходности. Это же наблюдалось и при размещении 100 выпуска облигаций. Доходность при размещении составила 7,11% годовых при купоне 7,25%.

Впрочем, о том, что вторичный рынок государственных валютных облигаций сформировался, говорить нельзя. Разброс ставок по бумагам с практически идентичными параметрами выпуска говорит о проведении через биржу ряда заранее договоренных сделок. Причем наиболее активно со вторичными покупателями «поработал» Банк БелВЭБ, который выступил первичным владельцем валютных облигаций 85 выпуска. Средневзвешенная ставка доходности в результате сделок с облигациями этого выпуска в результате торгов на БВФБ снизилась сразу на 2 процентных пункта.

Учитывая обозначенные особенности обращения в Беларуси государственных облигаций в иностранной валюте, можно утверждать, что на данный момент Министерство финансов видит в этом инструменте способ заимствования с минимальными рисками для себя как эмитента. В этой связи примечательно, что в 2013 году Минфин не произвел ни одного выпуска облигаций в национальной валюте. Вместе с тем отсутствие вторичного рынка ВГДО снижает уровень гарантий для покупателей облигаций. В будущем этот фактор может резко ограничить внутреннего рынка валютных госзаимствований в виде облигаций, что заставит Минфин искать новые источники займов.