Самым заметным кадровым процессом начала года является формальное усиление позиций Петра Прокоповича, который возглавляет одну государственную комиссию за другой и превращается в одного из самых титулованных белорусских чиновников. Одновременно, продолжается менее заметное, но не менее настойчивое отдаление Сергея Румаса от сфер ответственности, которые он курировал, будучи вице-премьером.

При этом, наиболее значимые кадровые изменения наблюдаются в структуре Министерства иностранных дел и связаны с рокировкой чиновников, ответственных за Восточное и Западное направления внешней политики Беларуси. Такая нелогичная на первый взгляд политика вполне типична для президента Лукашенко, который не заинтересован в том, чтобы его назначенцы усиливали свое влияние.

Внимание президента к сотрудникам силовых органов остается по-прежнему высоким, что ярче всего проявляется в политике награждения силовиков: львиная доля государственных наград вручается именно этому сословию белорусского общества.

Прокопович наступает, Румас уходит

Усиление административного влияния заместителя премьер-министра Прокоповича свидетельствует, прежде всего, о кадровом голоде президента Лукашенко. За первые 3 месяца 2013 г. Прокопович был назначен членом 10 различных государственных комиссий, советов и рабочих групп, причем в 7 случаях становился председателем соотв. органа. Всего же с осени прошлого года Прокопович был включен в состав около 20 различных формирований и теперь курирует широкий круг вопросов от предпринимательства, государственной статистики и валютно-кредитной политики до модернизации и подготовки бюджета.

Такая высокая нагрузка на уже возрастного чиновника Прокоповича говорит прежде всего о том, что круг доверительных помощников президента Лукашенко по вопросам экономического развития крайне узок. Именно этот дефицит доверия вынуждает президента использовать Прокоповича «по максимуму» и ограничивать влияние уже почти опального премьер-министра Мясниковича. Гипотеза о кризисе доверия внутри правящей группы подтверждается последовательным отдалением от центра принятия государственных решений наиболее перспективного ставленника Мясниковича — бывшего вице-премьера Сергея Румаса.

Так, за первый квартал Румас был выведен из состава комиссий по вопросам международного технического сотрудничества и государственного регулирования ценообразования, Межведомственного совета по государственной статистике и Координационного совета по биржевой торговле и др. Особенно показательно, что профессиональный финансист Румас был удален из Координационного совета по сближению законодательства Республики Беларусь с Международными стандартами финансовой отчетности, а также уступил место полномочного представителя Республики Беларусь в Совете Евразийского банка развития министру финансов Андрею Харковцу.

МИД: вынужденная рокировка

На фоне продолжающейся активной публичной деятельности белорусского МИДа на Западном направлении знаковые перестановки в этом ведомстве прошли почти незаметно. Тем не менее, характер проведенных назначений говорит о том, что президент Лукашенко продолжает ограничивать влияние государственных элит, которые несли ответственность за проект политической либерализации в 2008–2010 гг.

Наиболее значимыми кадровыми перестановками первого квартала следует признать перевод в январе бывшего помощника президента по международной политике Валентина Рыбакова из Администрации президента в МИД на должность заместителя министра, а бывшего замминистра иностранных дел Сергея Алейника — на должность посла Беларуси в Великобритании. В марте Рыбаков, который большую часть своей карьеры посвятил отношениям с США, назначается членом 20 двусторонних комиссий и теперь курирует сотрудничество со странами Востока, Азии и Африки.

И наоборот, Александр Гурьянов, ставший в феврале 2011 г. заместителем министра иностранных дел, назначается председателем Белорусской части Белорусско-Американского комитета по развитию делового сотрудничества, а также становится куратором южно-американского направления (Аргентина, Куба, Эквадор). Кроме этого, на основании информационных сводок МИДа об идущих переговорах со странами ЕС и США можно сделать вывод, что наряду с А. Гурьяновым вторым значимым переговорщиком от белорусской стороны становится еще один новый заместитель министра — Елена Купчина, которая была назначена на этот пост в мае 2012 г.

Таким образом, общеизвестное экспертное мнение о том, что белорусские власти пытаются возобновить «диалог с Западом», нуждается в некоторой корректировке: если диалог и состоится, то его организаторами будут уже другие люди. Судя по проведенным перестановкам, президент Лукашенко не доверяет большинству прежних высокопоставленных участников переговоров периода 2008–2010 гг. и поэтому отдаляет этих людей от центра государственной политики — т. е. от себя самого.

Силовые органы и суды

За первый квартал президент присвоил 93 специальных и воинских звания, в т. ч. 5 офицеров получили звание генерал-майора, а 88 — звание полковника. В частности, в Вооруженных силах звания генерал-майора получили Олег Двигалев (командующий ВВС и войск ПВО) и Игорь Лотенков (заместитель Министра обороны по вооружению — начальник вооружения ВС), а в Министерстве внутренних дел — Николай Мельченко (заместитель министра внутренних дел — начальник милиции общественной безопасности) и Александр Барсуков (начальник ГУВД Мингорисполкома). Все они были назначены на эти должности в 2011-13 годы.

Среди носителей очередного присвоенного звания полковника ожидаемо преобладают представители двух крупнейших силовых органов республики: Министерства обороны (49 офицеров) и Министерства внутренних дел (29 офицеров).

В судебной системе наиболее громким событием стала неожиданная отставка по собственному желанию председателя и судьи Белорусского военного суда полковника Андрея Чижова. В целом, обращает на себя значительное число отставок судей по собственному желанию: 9 из 20 освобожденных от своих должностей судей судов различных уровней ушли именно таким образом. Еще 9 судей завершили свои полномочия в связи с выходом в отставку.

За первый квартал было вручено 736 государственных наград и 80 почетных грамот Совета министров, причем политика вручений остается прежней. Большинство награжденных составляют сотрудники силовых органов, а самой часто вручаемой государственной наградой в Беларуси является медаль «За безупречную службу» III степени. Всего была вручена 491 медаль «За безупречную службу» III–I степеней, что составило 67% всех награждений, проведенных президентом за указанный период.

Анализ наградной политики прежних лет показывает, что такое пристальное внимание президента к награждению силовиков является вполне типичным для руководства страны. По предварительным данным, силовики составили более 70% всех награжденных президентом в 2012 году.