Многодетное материнство как социально желательная норма

Многодетное материнство как социально желательная нормаДемографическая проблематика была актуализирована еще в позднесоветское время. К 1980-м годам на смену социальной эмансипации и ориентации на эгалитаризм в отношениях, приходит установка на возвращение к «традиционной женской роли». С момента становления советского государства женщина мобилизуется государством как экономическая, политическая и социальная сила. Однако постепенно ограничивается производственная нагрузка женщин, чтобы освободить их для выполнения семейных обязанностей. Это связано было с попыткой решить проблемы сочетания профессиональной деятельности с материнством, семейными обязанностями. Происходит натурализация женской роли – продвижение идеологии материнства как естественного предназначения, что было во многом связано со спадом рождаемости в этот период[1].

 Многодетное материнство как социально желательная норма

Памятник материнству  в  Баку, Азербайджан


В постсоветский период эти дискуссии интенсифицировались уже в связи с процессами национального строительства и воспроизводства народа/нации. Татьяна Журженко[2], анализируя постсоветские трансформации в Украине и России, отмечает, что в большинстве посткоммунистических стран политические и экономические трансформации в той или иной степени сопровождались возрождением традиционалистских ценностей и серьезными изменениями в официальной идеологии семьи и семейной политики. Возврат к традиционной семье стал одной из стратегий «обновления» общества и избавления от коммунистического наследия.

В Беларуси также постоянно актуализируются проблемы демографической и семейной сфер. Снижение рождаемости и уменьшение количества заключаемых браков, рост числа разводов, распространение неполных семей и внебрачных форм сожительства рассматриваются как кризисные явления для всего общества. Соответственно возврат к семейным ценностям, семейному укладу, семейному воспитанию видится как движение к обновлению общества и его развитию.

В данном процессе женщина предстает как стратегический ресурс в решении демографических проблем. Так, например, в учебном пособии для школ «Профилактика нарушений репродуктивного здоровья у современной молодежи» (2009г.) указывается следующее:

Девушки-подростки – это тот основной потенциал страны, который обеспечивает стабильность демографии, генофонд нации и, в конечном счете, будущее государства (с.140).Самая большая ценность женщины – это ее здоровье. Оно дает возможность рожать и растить детей, поддерживать супружеские отношения, содержать дом, работать, активно участвовать в жизни общества(с.171)[3].

При этом в Беларуси решение демографической проблемы видится не просто в увеличении рождаемости, но увеличении многодетных семей. В Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы[4] отмечается:

Снижение потребности в детях, утрата многодетности как национальной традиции привели к тому, что сегодня белорусская семья – это, как правило, семья с одним ребенком. Удельный вес таких семей в республике составляет 62 процента, в то время как многодетных (с тремя и более детьми) – лишь 6 процентов. Это значит, что уже в следующем поколении число семей может сократиться на треть. Закрепление и распространение малодетности в массовом сознании может привести к необратимости процессов воспроизводства населения. В этих условиях одной из первостепенных задач демографической политики должно стать возрождение авторитета семьи, семейных ценностей. Согласно социологическим исследованиям, в иерархии ценностей молодое поколение ставит на первое место семью и почти 70 процентов хотят иметь более одного ребенка. Поэтому государственная поддержка семьи должна быть дифференцированной и возрастать с рождением каждого последующего ребенка.

Подобное закрепление многодетности как социально желательной нормы закономерно актуализирует несколько проблемных точек в обсуждении данного вопроса.

Многодетное материнство как проявление истинной женственности

Многодетное материнство как социально желательная норма В данном случае, имеется в виду то, каким образом конструируется многодетное материнство как желательная форма. Это осуществляется посредством моральной риторики и «романтического» дискурса. Официальный дискурс пытается сделать многодетное материнство привлекательным для подрастающего поколения, также манипулируя понятиями «истинной женственности».

Так в 2005 году заведующая отделом народонаселения НИИ труда Министерства труда и социальной защиты С.Ткаченко отметила:

Культ семьи – это хорошо, но главное – культ семьи многодетной. Нашу пропаганду надо срочно перестраивать. Ведь мы уже лет двадцать как изобрели для себя циничную формулу: мол, а зачем ты столько рожала? Это твои проблемы! А надо, чтобы людям хотелось пойти этим путем, чтобы иметь много детей было престижно[5].

В государственной газете «Советская Белоруссия»[6] периодически появляются статьи, повествующие о разных многодетных семьях Беларуси, и в этих публикациях транслируется лишь позитивный образ многодетности.  Например, в одной статье приводится интервью с многодетной мамой, в котором подчеркивается, что эта женщина получила престижное образование, хорошо выглядит внешне, и при всем этом посвятила себя материнству, а именно воспитанию пятерых детей: Утром просыпаюсь и вижу солнышко в окошке, а рядом со мной – еще пять, моих. Они главное в этой жизни[7].

Материалов, в которых рассказывается о личном опыте многодетных матерей, достаточно много в газете. Эти женщины предстают как в наибольшей мере реализовавшие свое «предназначение» и выполнившие долг перед государством:

Учительница 135-й минской школы Валентина Галка искренне верит, что настоящая семья – это, как было испокон веков заведено, мама, папа и пятеро детей (…) В свое время Валины жалобы на тяготы семейной жизни ее мудрая мать парировала одной и той же фразой: «Терпи, ты себе помощь гадуешь». Но ведь это, согласитесь, и помощь всему нашему демографически неблагополучному обществу. Лет через двадцать дети из нынешних больших семей будут кормить не только собственных героических родителей, но еще и многих из тех, кто сейчас бережет свое время, душу, деньги, фигуру и, не рожая своих детей, осуждает многодетных[8]. 

Подобные статьи интересно контрастируют со статьями про женщин, которые решили никогда не заводить детей (child-free).

Чайлд-фри замахнулись на отрицание  жизни как таковой(…) Как врач могу предположить, что во главе чайлд-фри стоят личности, которых психологи называют акцентуированными и психопатическими (…), психиатры знают, что искажение инстинктов говорит о глубине поражения психики и ухудшает прогноз заболевания. Мы это наблюдаем у больных шизофринией или психопатией. Так что настроения чайлд-фри – сигнал очень тревожный, прежде всего для самих идеологов движения[9].

Данная риторика призвана поддержать традиционное разделение гендерных ролей и соответственно иерархий. Функции ухода за домом и воспитания детей возлагаются преимущественно на женщину, в то время как мужчина в большей мере ориентирован в процессе социализации на публичную, профессиональную сферу. При этом в Беларуси набирает обороты тенденция полностью ограничить тем самым женщину пространством дома, ведь уход за большим количеством детей, домом забирает практически все время. Вопросы быта и повседневности женщины не обсуждаются в официальном дискурсе, следуя формуле «настоящая женщина – это мать, причем многодетная». Соответственно если материнство «природное предназначение» женщины разве ей может быть тяжело? Она ведь испытывает истинный восторг постоянно, без остановки.

Моральные и материальные затраты

 Многодетное материнство как социально желательная норма

Официальные рассуждения о необходимости стимулировать рост многодетных семей не затрагивают вопрос той моральной и физической нагрузки, которая ложится на плечи женщины.

Так, российская исследовательница О.А.Воронина ссылается на данные польских социологов, согласно которым общий вес ежедневных покупок продовольственных товаров, которые женщина делает в течение года для семьи из четырех человек, достигает 2,4 тонны, а выполняя работу по дому, она проходит в день в среднем 12-13 км. По данным же Института физиологии труда в Дортмунде, энергетические затраты домашней хозяйки (применяющей современные технические средства) и рабочего, занятого тяжелым физическим трудом, приблизительно равны[10].

Можно только предположить объем нагрузок в семьях с большим количеством детей. Причем важно подчеркнуть, что весь выполняемый домашний труд является неоплачиваемым и ненормированным. Более того в общественном сознании этот труд часто игнорируется и не замечается, а соответственно не всегда считается необходимым оказывать моральную поддержку, и реальную помощь. Мужчина, отработавший 8 часов на работе, редко обращает внимание на то, что женщина работает по 12, а то 14 часов, пытаясь ухаживать за детьми и домом.

Говоря о материнстве и особенно многодетном невозможно не затронуть вопрос материального обеспечения. Размеры устанавливаемых пособий на воспитание детей даже при их регулярном пересмотре оказываются несопоставимыми со среднестатистическими затратами родителей на уход и воспитание.

Табл.1. Размер детских пособий (по данным на 02.01.2013) [11]

 

Вид детского пособия

Размер в белорусских рублях

Размер вдолларахСША*

По отношению к средней зарплате по стране**(в %)

Пособие по беременности и родам (минимальное в месяц)

440 015

51,1

10,4%

Пособие, женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности (единовременно)

880 030

102,2

20,7%

Пособие в связи с рождением первого ребенка (единовременно)

8 800 300

1 022,8

2,1 средние зарплаты

Пособие в связи с рождением второго и последующих детей (единовременно)

12 320 420

1 432

2,9 средние зарплаты

Денежная компенсация в связи с рождением близнецов (на каждого близнеца единовременно)

1 760 060

204,5

41,5%

Пособие по уходу в возрасте за ребенком до 3-х лет (в месяц)

880 030

102,2

20,7%

Пособие по уходу за ребенком одиноким матерям до 1,5 лет (в месяц)

1 540 050

179

36,3%

Пособие по уходу за ребенком одиноким матерям от 1,5 до 3 лет (в месяц)

1 232 040

143,2

29%

Размер пособия на детей старше 3 лет

440 015

51,1

10,4%

* Размер пособий пересчитан в доллары США по курсу Национального банка Республики Беларусь на 1 января 2013 года.

** Средняя зарплата по стране в ноябре 2012 году – 4 244 270 белорусских рублей или 496,7 долларов США.

По данным опроса Mojazarplata.by, в котором приняли участие более 500 человек, 55% родителей тратят детское пособие меньше, чем за неделю. На неделю пособия хватает 27,3% опрошенных, на две – 9,6%, на три – 0,4%. Растягивать на целый месяц эту сумму удается 1,4% участникам опроса [12].

Таким образом, призыв «рожайте больше» плохо соотносится с экономическими реалиями. Такая ситуация приводит женщину в безвыходную ситуацию, особенно если речь идет о многодетном материнстве, так как часто такие женщины не могу ходить на работу и зарабатывать деньги. Соответственно они становятся зависимыми от мужчины, а также находятся полностью в пространстве неоплачиваемого труда. что значит, что их труд не получает должного признания и значимости.

Есть ли у женщины право на выбор?

Многодетное материнство как социально желательная норма

«я мечтаю о мире, где женщинам не обязательно иметь детей, чтобы ощущать себя полноценно», 
«Мечты для женщин»– коллективный феминистский арт-проект по созданию открыток, журнал Antigone

В официальной риторике желание продвигать многодетное материнство как основную идеологию транслируется как то, что не требует возражения. Это некий императив, которому все должны следовать, так как под угрозой безопасность нации.

Так, Лидия Ермошина, председатель Центризбиркома, комментируя в очередной раз участие женщин в политической акции протеста 19 декабря 2010 года, отметила:

Я ужасно разочарована женской частью молодого поколения – они отвратительные матери, они скверные жены, они недобрые, немилосердные люди. Поэтому – надо их быстрее призывать к борщу, детям, книгам и так далее. Я считаю так, а борщ – это то, что попало на язык, символ домашнего уюта. Не обязательно борщ – можно торт печь. А еще лучше – книжку своему ребенку почитать. Давно эти дамочки, которые блуждали по этой площади, книжки своим детям читали? Я – фанатичная мать. Я считаю, что если ты становишься матерью, для тебя не существует ничего, кроме твоего ребенка. Все остальное может существовать, но где-то на втором месте … Ты женщина и мать. Нельзя доводить эмансипацию до абсурда. Если человечество погибнет, то – по вине женщин. Ведь они забывают свое предназначение женщины и матери[13].

Данное высказывание  Л.Ермошиной вполне соотносится с общей логикой официального дискурса. Так, в той же «Советской Белоруссии» частенько можно встретить следующего рода высказывания:

Что сегодня слышит девочка с экрана телевизора? Что главное – карьера! Конечно, женщина должна состояться как профессионал, но, в сущности, чем большей свободы она добивается, тем дальше отходит от семьи и материнства. Надо ли нам активно приветствовать такое «освобождение»?[14]

Это закономерно вызывает вопрос: предоставляется ли женщине право выбирать, или рождение детей, причем в большом количестве, это единственный приемлемый вариант жизнеустройства для женщины?

В системе образования наблюдается «бурное» развитие семейного воспитания. Даже гендерное воспитание, по сути, подменяется основными установками традиционного семейного воспитания.

Согласно Кодексу об образовании, принятому в 2011 году гендерное и семейное воспитание являются одними из основных направлений воспитания. Юридическое закрепление данных направлений воспитания было связано с особенностями государственной политики в системе среднего образования на протяжении всего периода с 1991 по 2011 годы. В новом Кодексе описание воспитательных компонентов не претерпело изменений, а скорее отразило то, что было легитимировано в системе образования уже на протяжении длительного периода.

Гендерное воспитание, согласно Кодексу об образовании, направленно на формирование представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе (статья18). Подобное определение скорее ближе к полоролевому подходу, который некритично воспроизводит традиционное понимание мужских и женских ролей. В свою очередь семейное воспитание призвано формировать ценностное отношение к семье и воспитанию детей (статья18).  Этот компонент воспитания акцентирует внимание на транслировании ценности именно семейного жизнеустройства каждого обучающегося в перспективе [15].

Результатом внедрения семейного воспитания становится издание различных учебных пособийв частности для школ, которые пестрят различными предписаниями в отношении женских и мужских ролей.

Так, например, в пособии 2007 года для дошкольных учреждений большое внимание уделяется важности транслирования традиционных семейных ценностей. В данном издании указывается:

Неумение молодых супругов строить семейные отношения и отсутствие у них соответствующей подготовки, которую необходимо начинать с дошкольного возраста, нередко приводят к семейным конфликтам и распаду семьи.  Поэтом процесс воспитания личности следует рассматривать как процесс воспитания личности определенного пола, включающий подготовку к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей (с.3)[16].

В данном пособии, как в прочем и многих других, предлагается «классический» способ профилактики «семейного неблагополучия», а именно формирования «правильных» мужчин и женщин:

Организуя совместную деятельность девочек и мальчиков, педагог должен стремиться закрепить за мальчиками святую обязанность выполнять те трудовые поручения, которые требуют больше физической силы, выносливости, которые традиционно считаются неженскими. В этом случае мальчики получают возможность максимально реализовать себя и предстать в лучшем виде. То же самое можно сказать и про девочек. В дошкольном учреждении девочек легко научить домашним видам труда: сервировать стол, выпекать пироги, мыть игрушки. Они с удовольствием приобщаются к шитью, вышивке, учатся вязать, а воспитатель может поддерживать их интерес, развивать умения. Таким образом, девочки постепенно усваивают нехитрые уроки ведения домашнего хозяйства(с.10)[17].

Проблема подготовки подрастающего поколения к выполнению социальных ролей в будущей семье, роли мужа и жены, отца и матери может быть успешно решена только при дифференцированном подходе к воспитанию мальчиков и девочек. В связи с этим возникает необходимость разработки такой системы воспитания, когда, наряду с формированием общих качеств нравственности, представителям обоего пола будет уделяться должное внимание в воспитании основ этих качеств – «женственности» у девочек и «мужественности» у мальчиков (с.4)[18].

Принадлежность к женскому полу предстает как жизнеопределяющий элемент, который не предусматривает каких-то других опций кроме стандартного набора «истинной женщины». Создание семьи, рождение детей и их воспитание должны осуществлять «правильные» мужчины и женщины, которые своим примером должны транслировать своим детям нормативные концепции и воспроизводить, устоявшийся гендерный порядок в обществе. Успешное выполнение ролей жены/матери и мужа/отца возможно только при правильно сформированных качествахженственности и мужественности.

***

Официальные установки на закрепление материнства как единственной социально желательной нормы лишает женщину, по сути, права самостоятельно распоряжаться своей жизнью и телом. Эти тенденции плохо соотносятся с реалиями современного мира, предпочтением женщинами более эгалитарного типа отношений, их желанием самореализовываться в различных сферах социальной жизни, в том числе и профессиональной. Такая официальная идеология нивелирует значение для женщины чего-либо кроме материнства и семьи. Возможно, не стоит забывать о том, что материнство не долг и обязанность женщины, а ее свободный выбор.

Примечания.

[1] Айвазова C. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документальные материалы. М.: ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 1998.

Здравомыслова Е., Темкина А. Государственное конструирование гендера в советском обществе // Журнал исследований социальной политики. №1 (3,4), 2003. С.299-321.

Кон И. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М.: ОГИ, 1997.

Роткирх А., Темкина А. Советские гендерные контракты и их трансформации в современной России // Российский гендерный порядок: социологический подход / Под ред. Елены Здравомысловой и Анны Темкиной. СПб: Издательство ЕУСПб, 2007. С.169-201.

[2] Журженко Т. Старая идеология новой семьи: демографический национализм России и Украины // Семейные узы. Модели для сборки / Под  ред. Сергея Ушакина. Кн.2. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С.268-296.

[3] Сидоренко В.Н. Профилактика нарушений репродуктивного здоровья у современной молодежи. Мн.: БГУ, 2009.

[4] http://pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=P31100357

[5] Габасова Л. Задача для поколения next // Советская Белоруссия. 22 апреля 2005. С.6-7.

[6] Данный аспект был представлен в статье: Щурко Т. «Обязательное материнство»: репродуктивное тело женщины как объект государственного регулирования (на материале газеты «Советская Белоруссия») // Laboratorium. 2012. №2: 69-90. http://soclabo.org/UserFiles/Journal/2012.02/Art_pdf/Shchurko_ART.pdf

[7] Анисовец Л. Старые песни о главном: крепкая семья – оплот государства //Советская Белоруссия. 16 мая 1997. С.1.

[8] ГабасоваЛ. Ковчег Валентины Галка // Советская Белоруссия. 13 октября 2001. С.5.

[9] Габасова Л.Заводите детишек. Вы оставите о себе добрую память // Советская Белоруссия. 19 мая 2007. С.5.

[10] Воронина О.А. Женщина в «мужском обществе» // Социологические исследования. №2, 1988.http://www.mail.gender.ru/pages/resources/publications/voronina/pdf/Woman_in_a_male_society.pdf

[11] Детское пособие и пособие по уходу за ребенком в Беларуси // Проект Mojazarplata.by. http://mojazarplata.by/main/ona-i-rabota/detskie-posobija/kakov-razmer-i-porjadok-vyplat-detskih-posobi-v-belarusi#anchor-1

Динамика изменения средней зарплаты в Беларуси с 2004 по 2012 годы (таблицы) // Проект Mojazarplata.by.http://mojazarplata.by/main/srednjaja-zarplata/dinamika-izmenenija-srednej-zarplaty-v-Belarusi-za-2004-2010-tablicy#-1-1

[12] Более половины родителей тратят детское пособие меньше, чем за неделю // Проект Mojazarplata.by. http://mojazarplata.by/main/ona-i-rabota/she-and-family/detskie-posobija-2010(17.12.2010)

[13] http://charter97.org/ru/news/2011/12/15/45817/

[14] Габасова Л. Задача для поколения next // Советская Белоруссия.  22.04.2005. С.6-7.

[15] Кодекс Республики Беларусь об образовании. От 13.01.2011г. Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

[16] Организация работы по полоролевому воспитанию детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Зайченко. 2-е изд. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007.

[17] Там же.

[18] Дочки-матери, или Азы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста / Сост. С.М. Гунич. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009.

Метки