Зачем государство регулирует доходы своих граждан

Вопрос о том, должно ли государство ограничивать доходы граждан и в какой степени, является старым, как и само государство. Регулирование (ограничение) доходов помимо социальной функции (имущественное «выравнивание») выполняет и фискальную функцию. Ведь основным источником доходов правительства (государства) во все времена были и остаются налоги.

В Беларуси государство направляет и координирует деятельность (и доходы) большинства субъектов хозяйствования, а также своих граждан. Поскольку помочь хочется почти всем, у одних приходится забирать, чтобы профинансировать нужды других. При этом одним из механизмов перераспределения является подоходный налог. Мы остаемся страной прогрессивного налогообложения: т. е. чем больше мы зарабатываем, тем больше налогов мы должны заплатить (при достижении суммы в 1000 долл. в месяц гражданин Беларуси обязан платить 30% — максимальную ставку).

Обществу каждодневно и на всех уровнях вдалбливается, что богатые должны делиться с бедными. И вообще, у нас нет очень богатых и не будет, поскольку в белорусском варианте государства всеобщего благосостояния нет легальных способов разбогатеть очень сильно. А если вдруг вам везет и вы зарабатываете гораздо больше средних 250 долл. в месяц, то наша налоговая система — самая справедливая система в мире — быстро избавит вас от излишков ваших доходов.

Каждый год население должно подавать налоговые декларации, предприятия — документы о выплачиваемых зарплатах. Государство устанавливает минимальные и максимальные почасовые и месячные ставки даже для топ-менеджеров частных предприятий. Хочешь платить работникам больше — плати с прибыли. Таким образом, регулирование доходов, формально и неформально, идет по всем фронтам.

Несмотря на то, что в соседних странах активно проходят реформы подоходного налогообложения (их замена плоским, т. е. пропорциональным налогом), белорусские полисимейкеры ортодоксальны в своих регулирующих убеждениях.

Однако нужна ли белорусам такая трогательная и масштабная забота государства в святом деле регулирования их доходов? Из года в год в парламент поступают предложения о введении пропорциональной системы налогообложения в размере 9%, 10% или 13%, но Министерство финансов плечом к плечу с депутатами едины в своем отрицании такого подхода. Аргументы все те же — социальная справедливость (богатые должны платить больше) и фискальные соображения (а вдруг бюджет соберет меньше денег?).

Однако совпадает ли их мнение с мнением обычных людей — избирателей и налогоплательщиков?

Специфика построения выборных институтов общества, отсутствие представителей гражданского общества при выработке принципов и методов осуществления экономической политики в стране делают крайне затруднительным диалог власти с народом. Его формат, в принципе, аналогичен диалогу бизнеса с властью — это формат разговора слепого с глухим. Каждый находится на своей волне, со своим набором вербальных и невербальных коммуникаций.

Поэтому особый интерес, на наш взгляд, представляют социологические данные о том, какими белорусское население видит основные параметры экономической политики, проводимой властью. Население, по данным ЦИК, почти единогласно избирает правительство или парламент, однако у населения (гражданского общества) нет рычагов воздействия на параметры и институты проводимой ими экономической политики. Хотелось бы надеяться, что репрезентации взглядов и предпочтений населения представляют некоторый интерес не только для экспертов и любопытствующей публики, но и для так называемых десижинмейкеров (лиц, принимающих решения).

Хотят ли белорусы регулирования их доходов?

В конце 2005 г. Исследовательский центр ИПМ проводил исследование об отношении населения к различным аспектам экономической политики и рыночным ценностям*. Так, на вопрос «Должно ли государство ограничивать доходы граждан?» были получены следующие ответы: 19% населения согласны с такой постановкой вопроса, тогда как 69% — нет.

Т.е. почти 70% населения считают, что государству не должно быть никакого дела до размера доходов его граждан, что легальные доходы не нужно как-то ограничивать и контролировать (естественно, что вопрос нелегальных доходов должен относится к компетенции правоохранительных органов). Белорусское общество не хочет быть одинаковым и равным в своих 250 долларах среднестатистического счастья, считая, что в стране должны быть свои богатые и очень богатые граждане.

При этом, естественно, заметна некоторая дифференциация ответов в зависимости от социального статуса, образования, доходов респондентов.

Например, логично, что за отсутствие ограничений в получении доходов выступает 94% владельцев предприятий и 88% индивидуальных предпринимателей и фермеров. Однако за отсутствие ограничений выступают и 66% пенсионеров, и 75% безработных, и 86% домохозяек и 82% учащихся. Интересно, что работники государственных предприятий являются большими либералами, чем работники частных предприятий. Так, за ограничение доходов выступает 11% работников госпредприятий и 22% работников частных предприятий.

Закономерна связь между доходом респондента и отношением к регулированию доходов со стороны государства. С доходами до 100 тыс. на члена семьи за отсутствие ограничений по регулированию доходов выступает 66% респондентов, при доходе до 600 тыс. в месяц на члена семьи их число возрастает до 82%, по мере дальнейшего роста благосостояния все 100% респондентов против ограничений их доходов.

Такая же прямая связь наблюдается и при анализе возраста респондентов. Более всего против ограничения доходов молодые (18-24 лет) — 84%, затем их количество несколько уменьшается, однако и в случае такой возрастной категории как «65+» их все равно 67%. Аналогичная связь прослеживается и при анализе уровня образования: чем выше качество образования, тем более либеральны респонденты.

Конечно, заметна разница между Минском и сельской местностью как двумя географическими полюсами. За ограничение доходов выступает 14% населения Минска, в то время как в сельской местности таких желающих 25%.

Заплати налоги и спи спокойно?

Общеизвестно (для всех, кроме Минфина и депутатов), что налоги в Беларуси высокие, а налоговое законодательство нестабильное и противоречивое. Согласно другому опросу Исследовательского центра ИПМ**, руководители малых и средних предприятий страны считают справедливым заплатить 13,5% с выручки в качестве налогов, в то же время их фактический уровень налогообложения составляет 28,6%.

Ладно, допустим, что предприниматели всех стран мира жалуются на высокие налоги и используют различные легальные и нелегальные схемы т. н. налоговой оптимизации. Однако в Беларуси даже население, которое формально платит лишь подоходный налог, согласно, что налоги действительно являются запредельными. Более того, белорусское население является далеко не таким законопослушным, как это представляется властям.

Показателем, который, по идее, должен насторожить Минфин и стимулировать его деятельность по изменению налогового законодательства, является факт согласия не платить налоги у достаточно большого количества населения. Так, 32% населения согласны, что налоги в Беларуси установлены на высоком уровне и поэтому можно использовать любую возможность, чтобы их не платить (табл. 1).

Таблица 1. Есть мнение, что налоги в стране слишком большие и полностью платить их в бюджет не обязательно. Вы лично согласны или не согласны с этой точкой зрения?

Варианты ответов

%

Совершенно согласен

10

Скорее согласен

22

Скорее не согласен

23

Совершенно не согласен

23

Затрудняюсь ответить

21

Итого

100

Интуитивно или осознанно более трети населения осознает, что высокие налоги выливаются в высокие цены. Поэтому, если у предпринимателей есть возможность не платить налоги, чтобы сохранять или расширять свой бизнес, можно не платить. Тем более можно/нужно не платить налоги, если с них ты должен заплатить 30% подоходного налога и 40% — отчислений в фонд социального страхования.

Опять же, есть разница в ответах в зависимости от того, где проживает респондент, кем он работает и сколько зарабатывает. Так, люди с начальным или неполным средним образованием считают, что налоги нужно скорее платить, чем не платить. Тогда как люди с высшим или средним специальным образованием уже не имеют такого ярко выраженного пиетета перед фискальными требованиями государства и считают, что скорее можно не платить. Аналогичная связь при анализе социального статуса респондентов — предприниматели, фермеры, работники частных предприятий склонны скорее не платить, чем платить. Естественно, что чем больше зарабатывают респонденты, тем более они склонны согласится с мнением, изложенным в приведенном выше вопросе.

Можно по-разному относиться к анализу ответов на всего два вышеприведенных вопроса. Можно утверждать, что государство у нас и не регулирует доходы, что система подоходного налога справедлива, а его ставки — невелики, и вообще, у нас есть в наличии все необходимые экономические свободы, просто государство их немножко «регулирует». Можно говорить, что всегда и во всех странах есть «отщепенцы» и вредные элементы, не понимающие свою социальную и экономическую ответственность и уклоняющиеся от уплаты налогов.

Правительство любит говорить о белорусах как о законопослушном, толерантном, мудром народе. Однако в своем настороженном отношении к справедливости и эффективности действующей налоговой системы и системы регулирования доходов население Беларуси достаточно консолидировано. Треть белорусского населения предпочитает беспокойный сон и неуплату налогов. А контролирующие органы страны, даже при удваивании штата, не в состоянии проконтролировать все сделки, налоговые документы и выплаты зарплаты в конвертах.

Возможно, правительству и парламенту есть над чем задуматься?


* Опрошено 1093 чел. Выборка репрезентативна. Больше информации на сайте исследовательского центра ИПМ http://www.ipm.by/index.pl?topicid=c81a4b71#1.

** Опрошено 400 руководителей МСП. Выборка репрезентативна. Больше информации на сайте http://www.ipm.by/index.pl?topicid=c81a4b71#2.