В стране, вместо объявленной ранее приватизации, наметился обратный тренд. Началась фактическая национализация собственности. «Коммунарка», «Спартак», затем обувной «Луч», а до того — «Пинскдрев». С «Лучом», правда, пока произошла осечка, акционеры выступили против национализации, но вряд ли это остановит власти. «Но еще есть кроме акционеров, кто может решать», — сказал председатель наблюдательного совета предприятия Георгий Бадей, после собрания акционеров. И мы знаем, кто этот «кто». Уверены в этом и эксперты. «Конечно, государство получит свое. Упертых акционеров будут „расстреливать“ из административной президентской винтовки. Бороться они долго не будут. Лукашенко же сказал — я в стране хозяин», — говорит, к примеру, Леонид Заико.

Смену тенденции глава государства подтвердил еще в своем знаменитом интервью российским СМИ. «Рыночную идеологию нам подкинули для того, чтобы уничтожить ту экономику, которая у нас была» — таким впечатлением поделился Александр Лукашенко с российскими журналистами во время пресс-конференции 16 октября в Минске, сообщает БелаПАН. «Я намекаю вам на то, чтобы вы не думали, есть некая система в государстве, так называемый рынок, который все отрегулирует. Ни черта он не отрегулирует», — заявил глава государства. «У меня все больше, спустя уже много лет моей президентской жизни, уже скоро будет два десятилетия, возникает такая шальная, дурная, может, мысль, что нам такую рыночную экономику и идеологию — главное, идеологию, не экономику — подкинули для того, чтобы уничтожить ту экономику, которая у нас была. Да, она была с недостатками, мы не спорим, но вы же помните, на ваших глазах все происходило: все это негодно, сломать и построить на руинах рыночную экономику», — сказал Лукашенко. Однако, по его словам, Беларусь не стала этого делать, в отличие от России.

На совещании по работе акционерных обществ, прошедшем 25 октября тенденция еще раз была озвучена и закреплена. «Система управления госсобственностью является результативной только в том случае, если, во-первых, акционерные общества решают общегосударственные задачи (сконцентрированы на обеспечении социально-экономического развития страны, продовольственной, экологической, информационной безопасности), а не замыкаются на узкокорпоративных интересах; во-вторых, работают прибыльно, с хорошей рентабельностью; в-третьих — мобильно реагируют на изменение конъюнктуры рынка», — считает Лукашенко. Главное тут, конечно, «во-первых». Акционерные общества должны управляться напрямую бюрократами, ради решения «общегосударственных задач», такой мне слышится посыл. А «второе» и «третье» при наличии «первого» просто невозможно, но совмещать их — просто стандартный «припев». В русле огосударствления собственности и были приняты на совещании решения. Например, как вариант, было предложено, чтобы интересы миноритарных акционеров с их согласия либо по умолчанию представляло государство. Предусмотрена возможность соответствующих законодательных изменений, говорится в сообщении пресс-службы.

«И не надо бояться, что о нас скажут. Говорят, мы инвесторов отпугнем. Никого мы не отпугнем, — уверен Лукашенко. — То, что мы сами сделаем, то сделаем, а любой инвестор придет для того, чтобы вложить минимум, а взять максимум. И как минимум вывезти прибыль». Тут, он, как ни странно, может быть, и прав. Инвесторов не отпугнем, поскольку отпугивать уже почти некого. Так, по итогам первого полугодия 2012 года удалось привлечь USD 661.1 млн. прямых иностранных инвестиций, из которых лишь USD 1.8 млн. составили продажи пакетов акций компаний. Большая же часть пришлась на реинвестированные доходы инвесторов (USD 519.9 млн.). То есть инвесторы и до официального объявления национализации в страну уже перестали идти.

В какой-то степени все это можно рассматривать как попытку Беларуси выйти из процесса экономической интеграции как по линии ЕЭП, так и ЕС. Ведь даже Россия и Казахстан продолжают программы приватизации и рыночные преобразования. А в ЕС это основа экономики. Мы же двинулись в сторону идей «чучхе». А экономики тех же корейских Севера и Юга работать как единое целое не могут в принципе, даже если их объединить на бумаге (в этом, весьма вероятно, и заключается основная «задумка» наших правителей). Не допустить реальной интеграции экономики Беларуси ни в ЕЭП, ни в ЕС. Но тогда и результат будет полностью аналогичным северокорейскому. Впрочем, как бы наши власти этого не добивались, такое принципиально невозможно. Полная чучхеихация у нас не пройдет хотя бы потому, что разбегутся все, даже силовики, при открытых-то границах.

Наконец, распродавать собственность нашей власти все же придется, хочет она этого или не хочет. Причем придется распродавать собственность уже скоро. Но происходить это будет в гораздо менее благоприятных условиях. Так что если наша власть кому и «испортила обедню» своим демаршем, то в первую очередь сама себе. Ведь российских «инвесторов» наши шарахания не остановят — что они наметили взять, то и возьмут. Но конкурентов у них уже не будет, они смогут диктовать любые условия. Никуда Лукашенко и компания не денутся «с подводной лодки».